По мнению эксперта, для сдерживания России Западу следует развивать средства РЭБ, а не изобретать кибероружие

 

В ходе выступления в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) ведущий эксперт сообщил, что планы НАТО по защите стран Балтии «не соотносятся с реальностью», так как не в полной мере учитывают возможности российских войск в радиоэлектронной борьбе (РЭБ).

Эксперт Роджер Макдермотт подчёркивает, что ВС РФ нельзя назвать непобедимыми. На его взгляд, история о том, что в 2014 году российские военные смогли подавить систему «Иджис» на борту эсминца «Donald Cook» – это чистейшей воды пропаганда. Макдермот отметил, что российские военнослужащие грешат разглашением секретной информации в размещаемых ими в социальных сетях постах, равно как и американские военные, которые используют оснащённые датчиками фитнес-браслеты Fitbit. Но в отличие от американских, российские подразделения РЭБ насчитывают большее количество людей, они хорошо оснащены и координируют свои действия с другими видами вооружённых сил, среди которых войска ПВО и артиллерия. Кроме того, у них за плечами многолетний боевой опыт.

В связи с этим Макдермотт заявляет, что западным армиям следует уделить большее внимание развитию своих сил и средств РЭБ, а не созданию нового кибероружия. Интересно, что спонсором исследования Макдермотта выступило правительство Эстонии, которое обеспокоилось вопросом киберзащиты после того, как в 2007 году российские хакеры нарушили работу интернета в стране.

Успехи России

Исследование Макдермотта было представлено прошлой осенью, а Россия за это время успела ещё раз продемонстрировать навыки ведения радиоэлектронной борьбы — это произошло в Сирии. В начале января 13 боевых дронов под управлением неизвестных сил атаковали российские базы Хмеймим и Тартус.

Ранее в ходе миномётных атак погибли двое российских военнослужащих, но в этот раз ни один из дронов не достиг своей цели. Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» уничтожил 7 дешёвых дронов дорогостоящими ракетами. Остальные были нейтрализованы посредством электронного вмешательства – возможно, это были ложные команды или блокирование датчиков GPS, из-за чего дроны потеряли ориентацию в пространстве. Какая бы техника ни была применена, затраты оказались минимальными.

Аналитик американского Центра военно-морских исследований (CNA), эксперт по российским ВС Сэмюэл Бендетт, полагает, что это была многоэшелонированная оборона, в рамках которой средства радиоподавления действовали совместно с радиолокационными станциями и зенитно-ракетными комплексами. Бендетт объясняет: «Российские военные обнаружили 13 дронов, опознали их, а затем нейтрализовали с помощью радиопомех или дистанционного взлома. Те дроны, которым удалось прорваться через эти заслоны, были уничтожены ракетами, и в результате атака была сорвана. Очевидно, стремление России организовать совместную деятельность сил РЭБ и войск ПВО начало давать плоды».

«Российская военная техника без труда уничтожает врага, но с обнаружением противника у ВС РФ всегда были проблемы», – отметил исследователь из CNA Corporation Майкл Кофман в ходе своего выступления в CSIS. Благодаря средствам РЭБ российские военные видят противника и «оглушают» его, после чего враг теряет способность прицельно атаковать. Главная задача – прервать «смертельную цепочку», которая начинается с обнаружения цели с помощью датчиков, за которым следует решение атаковать и сама атака, поэтому Запад не сможет использовать авиацию и высокоточное оружие большой дальности.

Подпись к изображению: Комплекс РЭБ с большой дальностью действия «Борисоглебск-2»Russian-Borisoglebsk-2-EW-1035893066-768x431

Что будет, если войска Запада создадут ответную радиопомеху? Российская армия, исходя из своего богатого боевого опыта, готова одержать победу даже в тех условиях, при которых обе стороны наполовину «оглушены». Поэтому российские военные не очень заботятся о точности радиоподавления, и даже перспектива помешать работе собственного оборудования их не тревожит. Кофман говорит, что российские войска нередко «глушат» сами себя.

Кроме того, они проходят предварительную подготовку, чтобы воевать в подобных условиях. Об этом свидетельствуют недавние учения «Запад», когда создавались радиопомехи, иногда достигавшие натовских территорий.

По словам Кофмана, средства РЭБ не только расширяют возможности военной техники, но и позволяют российским военным проводить «бесконтактные» операции и «глушить», ослеплять и деморализовывать противника, вмешиваться в его планы без единого выстрела. Для этого даже не потребуется вторгаться на территорию НАТО. Россия в последние годы искусно создаёт «серые зоны», стирая границу между войной и миром.

Не обладая средствами противодействия, НАТО не сможет помешать существованию серых зон. Если отказаться от деэскалации конфликта, России сойдёт с рук любая агрессия, диверсии или присоединения. В случае обострения конфликта Россия использует всю мощь своих внушительных войск. Макдермотт заявляет, что России свойственно нарщиваемое доминирование вблизи своих границ.

Но это вовсе не означает, что российские военные способны дистанционно отключить натовскую электронику, щёлкнув выключателем. «Россия не сможет нарушить работу всей техники, – полагает Макдермотт. – Но с помощью средств РЭБ она выполнит всё возможное, чтобы сделать операцию в странах Балтии,, или на любой другой территории на восточном фланге НАТО, максимально трудновыполнимой и дорогостоящей. В худшем случае, альянс потерпит поражение».

Возможности России

Какова численность российских войск РЭБ? Точная информация засекречена, но Кофман полагает, что сухопутные войска насчитывают около 9 тысяч специалистов РЭБ, ещё несколько тысяч специалистов служат на флоте и в авиации. В Америке ситуация совершенно иная: большая часть сил РЭБ относится к морской авиации, в то время как в сухопутных войсках их практически нет.

Но дело даже не в численности российских войск РЭБ, а в степени их интеграции в другие боевые подразделения и в их участии в операциях. «Каждый род и вид войск в России связан с РЭБ, и это отличает российскую армию от западных, – считает Макдермотт. – В бригадах армии США найдётся лишь два, максимум – три офицера РЭБ».

С 2008 года в каждой бригаде ВС РФ есть рота РЭБ. Макдермотт полагает, что речь идёт о 150-180 специалистах РЭБ, а Кофман утверждает, что их всего 75. Даже если предположить, что такие роты состоят из 100 человек, в 28 мотострелковых и танковых отдельных бригадах насчитывается 2 тысячи 800 специалистов РЭБ, и это только передовые боевые подразделения. В их распоряжении находятся средства РЭБ, способные нарушать работу радиосвязи в радиусе 50 километров.

Кроме того, существует 5 отдельных бригад РЭБ, которые больше похожи на батальоны численностью в 1 тысячу 200 человек каждый. По словам Макдермотта, они используют средства РЭБ, эффективные на расстояниях в сотни километров. В составе бригад – ещё 6 тысяч специалистов РЭБ. И это без учёта специалистов, которые в настоящее время не числятся в ротах, так как проходят обучение в военных учебных заведениях или преподают.

Конечно, не каждый из них – гений. Военные иногда выкладывают в социальные сети посты с геолокационными данными, из которых следует, что они находятся за границами России, и это один из главных источников информации об украинском конфликте. На некоторых фотографиях мелькают секретные средства РЭБ.

Кофман отмечает, что благодаря боевому применению войск РЭБ командование передовых бригад получает опыт взаимодействия со специалистами, технологиями и тактикой РЭБ.

Макдермотт утверждает, что в отличие от западных солдат, рядовому и сержантскому составу российской армии не свойственна инициативность, чего нельзя сказать об офицерах. «Российские генералы, которые связаны с событиями на Донбассе, охотно проявляют инициативу, равно как и западные военные», – полагает он.

Командование войсками РЭБ осуществляет Управление начальника войск РЭБ ВС РФ во главе с генерал-майором Юрием Ласточкиным. В 2016 году в статье официального издания Генштаба ВС РФ предлагалось создать род войск РЭБ. В американской армии высшее звание для офицера РЭБ – полковник, а войска РЭБ входят в состав недавно созданного Кибернетического командования США.

Возможно, именно в связи с положением войск РЭБ в структуре ВС США у Америки нет эффективных средств РЭБ с большой дальностью действия, а есть лишь системы с малой дальностью действия для обезвреживания дистанционно управляемых взрывных устройств, хотя разработки новых систем ведутся. Тем временем, в распоряжении России находится целый арсенал средств РЭБ и множество опытных специалистов.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий