К разочарованию Соединенных Штатов, Россия снова стала крупным игроком на Ближнем Востоке, и многие молодые арабы приветствуют эту динамику. В 2018 году опрос Arab Youth Survey показал, что США впервые не вошли в пятерку крупнейших союзников, опустившись на 11-е место.
Россия, занявшая четвертую позицию, теперь является единственной неарабской страной среди пяти наиболее уважаемых в глазах молодежи региона. Произошло резкое ухудшение отношения к Соединенным Штатам, и теперь явное большинство идентифицирует Вашингтон как «врага», в то время как авторитет России продолжает расти.
Это драматическое изменение – смена ролей между двумя мировыми державами – имеет сложный и все еще не завершенный контекст. Россия, и это следует помнить, играла важную роль на Ближнем Востоке до арабо-израильской войны 1973 года, когда США стали доминировать в региональной дипломатии и укрепили свой союз с Египтом. После распада Советского Союза, она практически исчезла с геополитической карты Ближнего Востока.
Однако, поскольку Соединенные Штаты стали постепенно уходить от роли регионального лидера во время президентства Обамы, Москва вернулась в регион, в частности, благодаря своей военной операции в 2015 году вместе с Ираном и Хезболлой, с целью спасти режим Башара аль-Асада в Сирии. Поскольку победа Асада практически предрешена, можно считать, что Россия совершила первое успешное иностранное военное вмешательство в арабском мире после операции по освобождению Кувейта в 1991 году.
Несмотря на то, что многие арабы негативно относятся к Асаду, Россия произвела впечатление мощной и решительной державы, надежного союзника, выступающего за стабильность и государственный суверенитет – а главное, победителя. Ничто так не привлекает сторонников, как успех.
Впрочем, Россия выигрывает в первую очередь на фоне очевидного контраста с Соединенными Штатами, Для друзей и врагов Америки возвращение Москвы в качестве мощного регионального игрока означает появление новых потенциальных возможностей. Даже некоторые из ближайших союзников США в арабском мире развивают более тесные связи с Россией, видя в ней альтернативный источник современных вооружений.
Динамика распределения ответов на вопрос «воспринимаете ли вы США как надежного союзника, скорее союзника, скорее врага, или врага вашей страны»
Например, интерес Саудовской Аравии к зенитно-ракетным комплексам С-400, возможно, является абсолютно искренним. Но с другой сторрны, он может быть средством давления на Вашингтон, с целью заставить Америку предоставить Эр-Рияду давно обсуждаемую систему THAAD, которая теперь нужна ему больше чем когда-либо прежде из-за ракетных атак хуситов, осуществляемых из Йемена. В любом случае, Россия как альтернативный поставщик оружия, полезна, как сама по себе, так и в качестве рычага влияния на Вашингтон.
Помимо прочего, Россия существенно выигрывает от своего отсутствия на Ближнем Востоке на протяжении последних десятилетий. Сегодня многие патриотические, панарабские националистические и исламистские силы обвиняют США, как справедливо, так и несправедливо, в значительной части региональных проблем. Россия имеет своего рода незапятнанную репутацию и вызывает симпатию уже потому, что она не Америка.
Эта симпатия на контрасте, наряду с явным успехом является одной из основных причин того, что Россию не особенно обвиняют в разрушении Сирии. Отчасти потому что Вашингтон обвиняют во всем, что он делал и чего не делал, и не в последнюю очередь в том, что ему не удалось обеспечить палестино-израильское мирное соглашение после монополизации процесса и явного предпочтения Израилю на протяжении десятилетий. С другой стороны, Москва в настоящее время получает виртуальный пропуск в регион за свою роль в Сирии, которая в такой же степени отвечает и интересам Ирана.
Соединенные Штаты не только страдают от резкого обострения ситуации на Ближнем востоке после фиаско в Ираке. Вашингтон, похоже, забыл, как достигать конкретных узких целей с использованием ограниченных средств, то есть именно то, что Россия сделала в Сирии, и что сама же Америка успешно совершила в Кувейте в 1991 году.
Обама предсказывал – и об этом кричали все западные СМИ – что Россия, в конечно итоге, будет истекать кровью и обессилеет в результате своего вмешательства в Сирии. Мнение о том, что Россия является решительной и успешной, а следовательно, более сильной державой, в то время как Соединенные Штаты нерешительны и инертны, было усилено после ограниченных ракетных ударов США и союзников по целям, связанным с химическим оружием в апреле 2018 года. Вашингтон избегал ударов по активам России, Ирана, Хезболлы и даже сирийского режима, сосредоточившись на небольшой группе объектов, не имеющих никакого стратегического значения. Это усилило уверенность в том, что российское сдерживание работает, и что Москва одержала решительную победу в Сирии, которую Вашингтон не желает или не может оспорить ни при каких обстоятельствах.
Удивительный сдвиг в общественном мнении арабской молодежи в пользу России и против США, несомненно, отчасти обусловлен и личностями. Дональд Трамп повсеместно воспринимается, и в Америке, и за ее пределами, как смешная фигура, человек, который умудряется быть расистом и хулиганом, но которого не имеет смысла воспринимать всерьез. Владимир Путин, напротив, воплощает силу, решительность, постоянство, беспощадность и уверенность в себе – образ, который, похоже, производит сильное впечатление на самого Трампа. Он олицетворяет успешную, целенаправленную и решительную Россию, резко контрастирующую с никчемной, слабой и нерешительной Америкой.
Трамп, помимо прочего, умудрился усилить в арабском мире ложное впечатление, что в Соединенных Штатах процветает исламофобия, а у Путина и России нет такой репутации. Напротив, Россия делает общее дело с антиисламистскими арабскими силами, такими как Египет и ОАЭ, в Ливии, а также на конференциях, пропагандирующих «умеренный» ислам и «борьбу с терроризмом».
Однако, нынешний ореол, который излучает Москва, может быстро исчезнуть. Поскольку Россия вновь становится самостоятельной силой на Ближнем Востоке, а не просто неожиданной и желанной альтернативой Вашингтону, это неизбежно будет зависеть от ее действий и особенно от ее тесного союза с Ираном.
Ошеломляющий успех в Сирии, который имел место в относительном вакууме, создал преувеличенное впечатление о российской военной доблести и масштабах ее присутствия в регионе. Российская пропаганда, в том числе канал RT Arabic, широко распространена и весьма эффективна, но это не отменяет факта, что сотни российских наемников были уничтожены горсткой американских спецназовцев в северной Сирии. Если Вашингтон откажется от своего добровольного отступления на Ближнем Востоке, нынешняя необыкновенная привлекательность России для арабского мира может оказаться недолговечной.