Почему Россия имеет все шансы стать мировым центром криптовалюты

За последние годы ряд стран стали «горячими точками» развития блокчейн-технологий, и на сегодняшний день они играют решающую роль на мировом рынке криптовалют. Всех их объединяют некоторые общие черты, но лишь горстка истинных «криптовалютных держав» имеют особые перспективы в силу сложившихся обстоятельств.

В тройку лидеров принято включать Южную Корею, Венесуэлу и Россию. Следует отметить, что во всех трех этих странах криптовалюта рассматривается как средство для достижения совершенно различных целей.

Так, в случае с Южной Кореей, развитие криптовалют подстегивается комбинацией высокой плотности населения и исключительно густой коммуникационной сети, тяжелыми экономическими потрясениями и причудливыми политическими обстоятельствами. Здесь криптовалюта рассматривается как альтернативное направление инвестиций, которое потенциально может обеспечить огромные доходы, необходимые для достижения финансового успеха в стране с высокой стоимостью жизни и жесткой конкуренцией.

В Венесуэле широкое распространение криптовалюты уже в первые годы появления технологии блокчейна, было вызвано сочетанием дешевой субсидируемой электроэнергии и экономического коллапса, частично спровоцированного санкциями со стороны США. Здесь криптовалюта, несмотря на ее волатильность, воспринимается как более удобное и надежное средство накопления, чем обесценившийся боливар. Обращение криптовалюты здесь стало настолько распространенным явлением, что Венесуэла стала первой страной мира, выпустившей собственную национальную криптовалюту – Petro.

Что же касается России и других стран Восточной Европы, здесь развитие рынка криптовалют возможно объясняется комбинацией идеальной среды для криптомайнинга и ситуационными настроениями инвесторов, вдохновленных поощрением властей, а также большим количеством местных талантов, объясняет Арсен Бахшиян, финансовый директор платформы Kvantor.

Одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся на майнинге биткоинов, Bitfury, была основана в Грузии, а затем открыла свои фермы в Исландии, Норвегии и Канаде. Все эти страны обладают двумя важнейшими качествами: там дешевая электроэнергия и холодный климат, которые нужны для любого серьезного криптомайнинга.

Потребность в дешевой электроэнергии вполне понятна и в объяснении не нуждается, в то время как холодный климат имеет большое значение для снижения огромных издержек на охлаждение оборудования.

По словам Бахшияна, в России в изобилии имеется и то и другое. Это делает крптомайнинг более привлекательным для обычных граждан и способствует его широкому распространению. «В России имеется доступ к колоссальному количеству природных ресурсов, что видно из показателей ежегодной добычи нефти и природного газа. На уровне домохозяйства это означает, что гражданам предоставляется относительно дешевая электроэнергия. В результате, криптомайнинговые фермы, расположенные в России, являются исключительно экономичными, особенно если учесть значительный объем электроэнергии, который необходим для успешной добычи криптовалюты, – говорит Бахшиян. – Вдобавок, холодные зимы также приносят большие выгоды майнерам, поскольку снижается количество ресурсов, которые приходится тратить на охлаждающие вентиляторы, чтобы предотвратить перегрев оборудования.

Помимо всего прочего, Россия знает, что это привлекательная сфера для инвестиций и готова создать еще более благоприятные условия для ее развития. Речь идет о том, что такого уровня поддержки правительства, как в России, нет ни в США, ни в Китае. Крупномасштабные майнинговые центры требуют больших капиталовложений, поэтому для подобного бизнеса стоит выбрать такое место, где вы можете быть уверены, что правительство не станет внезапно блокировать обращение криптовалют или майнинг. Уровень официальной поддержки властей весьма различается в разных регионах США, а в Китае она практически отсутствует.

Это является одним из элементов широкой «криптоцентрической» политической стратегии России. Помимо привлечения иностранных компаний, Кремль видит в криптовалюте реальное средство подрыва глобального доминирования американского доллара и поощряет развитие отечественного криптовалютного рынка.

Перефразируя российского писателя Дмитрия Глуховского, «наша империя была отменена в результате объявления по радио». Речь идет о неожиданном распаде Советского Союза в 1991 году и совершенно неожиданном радио-объявлении, в котором гражданам сообщили, что все кончено. В свое время он говорил о российском пристрастии к пост-апокалиптической литературе, размышляя о том, что она была органично близка всем, кто помнит внезапный крах Советского Союза.

Аналогичным образом все происходит с децентрализацией денег. Благодаря личному опыту, российские трейдеры способны воспринимать децентрализованные системы так, как другие не могут.

Большинство самых решительных критиков концепции криптовалюты, таких как Билл Гейтс, Джейми Даймон и Уоррен Баффит, просто не могут осознать ценность децентрализации валюты, потому что у них нет соответствующего опыта. Естественно, у них было бы совсем иное мнение, если бы Кремль мог легко влиять на обменный курс американского доллара или в любой момент отрезать Америку от иностранных инвестиций.

Богатые российские инвесторы не могут позволить себе подобной наивности. Многие из них живо помнят, как внезапно развалился СССР, (еще вчера все шло как обычно, и вдруг все рухнуло) и они ясно видят, насколько хрупкими бывают правительства и валюты. Кто-то может сказать, что биткоин не имеет смысла, потому что он не имеет поддержки со стороны правительства. Против этого можно возразить: именно отсутствие вмешательства властей и делает криптовалюту такой ценной.

В то же время, стоимость рубля и их реальные инвестиционные возможности зависят от непредсказуемых капризов американской внешней политики. «В ведущих западных СМИ множество материалов посвящены напряженности между Россией и ее американскими и европейскими партнерами, – отмечает Бахшиян. – Россия регулярно появляется в списке объектов американских торговых санкций, не позволяющих ее банковским учреждениям взаимодействовать с глобальными финансовыми рынками. Даже когда санкции в конечном итоге будут сняты, розничные инвесторы предпочтут инвестировать в блокчейн-активы, имея в виду, что децентрализация обменных операций в криптовалюте более подходящая альтернатива по сравнению с американскими рынками.

В условиях, когда деньги в России являются хрупкими, а за пределами России они подвержены риску, самым разумным местом для инвестиций является «везде и нигде» — то есть децентрализованные системы. Эта подлинная полноценность стимулирует торговлю и прочие операции в блокчейн-активах, превращая их в нечто большее, чем просто спекулятивная игрушка.

Упомянутые факторы способствуют распространению практического использования криптовалют на всех уровнях. Частные лица могут увидеть для себя возможность заработать несколько долларов с помощью майнинга прямо из дома, а крупные трейдеры – безопасное убежище для своего бизнеса в цифровом пространстве.

Что же касается предприятий, то они могут увидеть все естественные преимущества технологии блокчейн и многое другое. Многие компании были вынуждены расстаться с некогда уважаемыми клиентами, или оказались перед дорогостоящими новыми рисками, связанными с дополнительными проверками. Но теперь они смогут сократить свои издержки и продолжать обслуживать прежних клиентов, просто игнорируя американские санкции с помощью операций в криптовалюте.

«Учитывая тот факт, что ежегодно при международных транзакциях обрабатывается более 150 триллионов долларов, можно предположить, что существует глобальная платежная сеть. Однако, это не так. Самым близким к этому понятию является система SWIFT, которая облегчает межбанковские коммуникации для большинства глобальных платежей, – объясняет Бахшиян. – Этот процесс очень медленный, дорогостоящий и подверженный чрезмерному регулированию. Когда российские организации хотят участвовать в международной торговле, у них нет иного выбора, кроме использования платформы SWIFT. Российские банки начинают изучать возможности применения технологии блокчейн, чтобы снизить зависимость России от системы, на которую непосредственным образом влияют американские стратеги.

Все эти факторы способствуют возникновению огромного количества местных талантов, отмечает Бахшиян. Но в нынешних условиях, сдерживающих стремление людей вкладывать средства в российские стартапы, страна может начать активно использовать свою собственную, отдельную экосистему блокчейна.

«Репутацию России всегда окутывает некое «черное облако», особенно если принять во внимание последние события, такие как скандалы с хакерскими атаками в США и отравлением экс-шпионов, живущих на Западе, – говорит он. – Все это привело к возникновению элемента страха, мешающего сотрудничеству с российскими изобретателями. Однако, это часто бывает просто неразумно, поскольку достаточно лишь взглянуть на некоторые из самых новаторских разработок FinTech за последние несколько лет, чтобы увидеть преобладание российских талантов. Крупные проекты, такие как Ethereum, Telegram, Revolut и «Яндекс» созданы русскими, и это свидетельствует о том, что в стране существует настоящий аппетит к технологическим инновациям».

Российские власти прилагают целенаправленные усилия, чтобы продвигать разработку глобальных стандартов в сфере блокчейн-технологий, но так поступают и все остальные. Реальный прогресс может исходить от неповторимых культурных факторов, которые способствуют более широкому и быстрому распространению криптовалюты.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0