Подводный флот, возможно, является наиболее боеспособной частью военно-морских сил России, но что касается подводного флота на Черном море, с ним у Кремля имеются серьезные проблемы.
В связи с положениями Конвенции Монтрё 1936 года, которая предоставляет Турции контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, а также ограничивает права России на проход военно-морских судов, и в частности авианосцев и подводных лодок через эти водные проходы. Очевидно, что там, где проигрывает Москва, выигрывает НАТО, но если Кремлю удастся переманить Турцию в орбиту своего влияния, расклад может измениться в пользу России.
Русские направили на Черноморский флот шесть новых дизель-электрических подводных лодок класса «Варшавянка» (проект 636.3), которые в классификации НАТО считаются усовершенствованным вариантом субмарин класса «Кило». Четыре из них, «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар» прибыли в Севастополь в период с 2015 по 2017 год. Еще две лодки, «Великий Новгород» и «Колпино», прибыли в Восточное Средиземноморье в сентябре 2017 года, но никогда не проходили пролив Босфор, чтобы официально присоединиться к 4-й отдельной бригаде подлодок Краснознаменного Черноморского флота.
Как отмечает обозреватель Александр Шишкин, «Великий Новгород» и «Колпино» де-факто дислоцированы на российской военно-морской базе в Сирии. Причиной такого решения командования являются ограничения, наложенные на подводные лодки Черноморского флота Конвенцией Монтрё.
Статья 12 Конвенции Монтрё гласит:
«Черноморские державы имеют право проводить через проливы с целью возвращения на свою базу подводные лодки, построенные или приобретенные за пределами Черного моря, при условии, что Турции будет предоставлено соответствующее уведомление о месте закладки или покупки этих подводных лодок. Субмарины, принадлежащие указанным державам, также имеют право прохода через проливы с целью ремонта на верфях за пределами Черного моря, при условии, что подробная информация по этому вопросу будет заблаговременно предоставлена Турции. В любом случае, указанные подводные лодки должны двигаться днем, в надводном режиме, а также проходить через проливы по одиночке».
Как отмечает Шишкин, «Великому Новгороду» и «Колпино» на законном основании разрешен вход в Черное море. Однако, Турция, на основании статьи 12 Конвенции Монтрё, не обязана предоставлять этим субмаринам разрешение на обратный переход в Средиземное море. Русские интерпретируют текст Конвенции Монтрё таким образом, что подводные лодки имеют право на транзит через проливы только с целью ремонта. Язык документа в этом вопросе не совсем ясен, но Советский Союз никогда и не пытался проводить свои подводные лодки через эти водные проходы вплоть до своего распада в 1991 году.
«Подводные лодки могут выходить за пределы Черного моря, но только для ремонта и не в любой момент, – написал Шишкин. – Российским подводным лодкам не разрешено выходить за пределы территориальных вод до того, как возникнет реальная необходимость ремонта и обслуживания в сухом доке, что может происходить не чаще чем один раз в 2,5 года».
По мнению эксперта, у России есть три варианта использования «Великого Новгорода» и «Колпино» в Средиземном море. Один из них – возвращать обе лодки для ремонта в «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Второй – направить плавучий сухой док в Тартус, и третий вариант – провести регламентные работы в Египте или на Кипре. С точки зрения Шишкина, предпочтительным вариантом является ремонт субмарин в Египте или на Кипре.
Однако, ремонт подводных лодок в Средиземном море представляет собой лишь полумеру. Шишкин утверждает, что для стабильного и эффективного с тактической точки зрения присутствия российских дизель-электрических подводных лодок в Восточном Средиземноморье, России необходимо будет построить и направить в регион дополнительные лодки проекта 636.3 или проекта 677 Лада, чтобы заполнить тактический временной лаг. Кроме того, Москва будет вынуждена модернизировать объект в Тартусе, чтобы там стало возможно проводить регламентные работы по обслуживанию этих судов.
«Программа-минимум – две новые подводные лодки для Тартуса, а программа-максимум – четыре для Тартуса и еще две для Черного моря, – написал Шишкин. – Бригада собственных, а не прикомандированных субмарин, как никогда прежде необходима средиземноморскому подразделению российского военного флота, которое рано или поздно в любом случае превратится в самостоятельную эскадру. Достаточно сказать, что четыре подводные лодки проекта 636.3 в дополнение к выполнению традиционных противокорабельных и противолодочных задач (72 торпеды) могут установить 96 морских мин или выпустить до 48 крылатых ракет 3М14 Калибр по береговым целям».
Такие российские силы в Восточном Средиземноморье, несомненно, создавали бы угрозу не только военно-морским илам НАТО, но и целому ряду иных объектов по всей Европе. Оснащенные ракетами «Калибр» усовершенствованные подводные лодки класса «Кило», действующие в Средиземном море, предоставили бы России возможность поражать стратегические цели в любой точке Европы с исключительно высокой точностью. Если на эти подводные ракеты установить ядерные боеголовки, Россия потенциально способна держать весь континент под ядерной угрозой, как это когда-то делал Советский Союз с помощью баллистической ракеты среднего радиуса действия РСД-10 Пионер (по натовской классификации – SS-20 Saber), которая затем была запрещена Договором о запрещении ракет средней и малой дальности (РСМД) 1987 года.
Однако, России, возможно, не понадобится прибегать к дополнительным усилиям и строить новые дизель-электрические подводные лодки для Черноморского флота. Если президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжит свой тренд из североатлантического альянса в направлении орбиты Кремля, вполне можно допустить, что в обозримом будущем Анкара, ориентированная на интересы Москвы, будет готова пересмотреть положения Конвенции Монтрё или толкование их содержания. Турция ранее запрещала Советскому Союзу проход авианосцев класса «Киев» и «Кузнецов» через Босфор под предлогом, что эти суда являются «авианесущими крейсерами».