Накануне саммита президентов России и США, который пройдёт в Хельсинки 16 июля, ведётся активное обсуждение сирийского вопроса. Неназванный источник рассказал о связанной с Сирией сделке, которую Трамп предложил королю Иордании Абдалле II.
Предполагается, что Трамп «разрешит» Дамаску при поддержке российской авиации вернуть территории вблизи границ с Иорданией, Израилем и Ираком. В обмен на это Путин и Асад одобрят создание демилитаризованных зон в пределах этих же границ, где иранским военным будет запрещено появляться.
Это подготовит почву для вывода американских войск из Сирии до октября и выборов. Трамп сможет объявить о победе над ДАИШ.
ЦРУ и Пентагон, мягко говоря, не рады сирийскому гамбиту Трампа. Неоконсерваторы и влиятельные представители ВПК не смогут так легко отказаться от идеи об отстранении Асада от власти.
Но в обмен на это нечего предложить. Сирию нельзя «предложить» России, так как Москва играет важную роль во всём, что касается Дамаска – не только в военном отношении, но и в переговорах в Астане с участием Тегерана и Анкары.
Подпись к изображению: Танки правительственных войск Сирии занимают позиции на западе города Аль-Гария – в 15 километрах к востоку от Даръа
Неудивительно, что Кремль отказался от предложенной Трампом «сделки».
По данным Asia Times, Путин и Трамп будут обсуждать нечто совершенно иное. Встреча президентов пройдёт после саммита НАТО в Брюсселе, а следующие переговоры в астанинском формате будут организованы в Сочи 30 июля, это подтвердил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин.
В центре обсуждения – территориальная независимость Сирии и легитимность правительства в Дамаске. Россия, Иран и (после долгих колебаний) Турция готовы выступить в поддержку этих решений. НАТО и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) не намерены одобрять эти решения, так как в течение последних лет спонсировали и снабжали оружием «умеренных повстанцев», большая часть которых – такфириты.
Назад в Даръа
Пока змея поедает собственный хвост, сирийский конфликт возвращается к истокам – в город Даръа. Именно здесь в условиях бедности, грязи и религиозной нетерпимости всё началось семь с половиной лет назад. В город, удобно расположенный вблизи иорданской границы, велись незаконные поставки оружия, предназначенного для такфиритов.
Западные СМИ утверждают, что «войска режима» обрушили авиаудары и бомбы на регионы южной Сирии, находившиеся под контролем «повстанцев».
Представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Иордании Мухаммед Хавари сказал правду, заявив: «На юге Сирии царит гуманитарный кризис». Он лишь умолчал о том, что «оппозиционные формирования» (другими словами – такфириты) отказались вернуться под контроль Дамаска, и гуманитарный кризис разгорелся именно по этой причине.
Аналитик Элайджа Магньер точно описал положение дел на поле боя и ряд моментов, которые согласованы Москвой и Вашингтоном.
Сирийская арабская армия (SAA) стремится вновь открыть границы страны. Переговоры не затрагивают судьбу спорного участка, который частично граничит с Иорданией и относится к мухафазе Эль-Кунейтра. Территория расположена рядом с занятыми Израилем Голанскими высотами.
Дамаск желает восстановить торговый путь, связующий Ливаном, Сирию и Иорданию. Этот маршрут необходим всем причастным сторонам.
Аль-Каида не намерена повлиять на происходящее. Джебхат ан-Нусра (отделение Аль-Каиды в Сирии) теперь именует себя Хайят Тахрир аш-Шам и действует при поддержке 54 групп такфиритов, которых вооружили и годами обучали ЦРУ и силы специальных операций Великобритании на базе в Иордании.
В Сирии и Ливане знают, что переименованное отделение Аль-Каиды смешалось с боевиками Южного фронта. Издание Asia Times два года назад сообщало, что штаб этой организации (Центр военных операций, MOC) располагается в Аммане. MOC, в котором работают представители США, Великобритании, Франции, Иордании, Израиля и ССАГПЗ, отвечает за финансирование и вооружение такфиритов, организует оплату и разведку.
Переименованное отделение Аль-Каиды в Сирии занимает позиции на территориях, подконтрольных «повстанцам, поддержку которым оказывают США».
Главная проблема на границе
Наступление Дамаска в городе Даръа неизбежно затронет американскую базу Эт-Танф вблизи сирийско-иракской границы.
Эт-Танф имеет ключевое значение, потому что именно здесь американские военные советники создали из такфиритов Отряды революции. Такфириты, которых поддерживает американская авиация, нападают на SAA в «деконфликтных зонах». Установленные США зоны охватывают территорию в радиусе 50 километров от базы Эт-Танф.
Пентагон настаивает на том, чтобы американские войска остались в Сирии и сражались с ДАИШ. Прослеживается несоответствие: формирование Отрядов революции из такфиритов плохо сочетается с тем фактом, что именно SAA, иранские советники, Хезболла и российская авиация боролись с отрядами такфиритов, в том числе и с ДАИШ.
В наступательной операции в Даръа приняли участие несколько советников Хезболлы. Иранские советники в этом не участвовали. Специальные силы Хезболлы размещены вблизи ливанской границы. Примечательно, что после победы над отрядами джихадистов этим силам ни к чему оставаться в Эль-Кунейтре или вблизи занятых Голанских высот.
Магньер подчёркивает, что присутствие такфиритов рядом с израильско-сирийской границей, по мнению Израиля, обеспечивает безопасность израильской армии. Магньер утверждает, что Израилю не выгодно восстановление Сирии и уничтожение всех боевиков.
Вооружённые силы Израиля заявляют, что они «допускают» операции SAA в Даръа и Эль-Кунейтре. С таким же успехом Израиль мог бы разрешить войскам Сирии проводить операции в Сирии.
Эксперт Шармин Нарвани, недавно вернувшийся из Даръа, уверен, что США, Израиль и их союзники не могут победить в этой южной схватке. По мнению Нарвани, они лишь способны обеспечить нестабильность до тех пор, пока SAA не решиться выступить против 54 отрядов Джебхат ан-Нусра, которые оккупировали юг Сирии.
Поэтому необходимо заключить соглашение. Путин и Трамп смогут обсудить это в Хельсинки.
Борьба с такфиритами
Трамп должен понять, чем грозит вывод американских войск с базы Эт-Танф. Пентагон и ЦРУ просто мечтают о том, чтобы Отряды революции постоянно атаковали SAA на границе Ирака и Сирии – между городами Эль-Каим и Абу-Камаль.
Но жизнь внесёт свои коррективы. Россия дополнительно отправляет Силы специальных операций. SAA уже готовится к наступлению. Вскоре в бой вступят Силы народной мобилизации, действия которых координирует Багдад.
Всё это свидетельствует о том, что США не «контролирует» южную Сирию. У Америки есть лишь около 2 тысяч военных и курдские Отряды народной самообороны (YPG) на северо-востоке и востоке Сирии вблизи турецкой и иракской границы. Американским военным никто не рад, за исключением YPG.
Не секрет, что американская партия войны выступает против объединения Сирии и восстановления её экономики. Американские политики противятся тому, чтобы Сирия при помощи России, Китая и Ирана стала ключевым элементом евразийской интеграции.
Позиция Путина ясна: президент России выступает за территориальную целостность Сирии, наличие стабильного правительства в Дамаске и борьбу с такфиритами, успешность которой обеспечила бы спокойствие на Кавказе.
Трамп, или ЦРУ, или Пентагон должен решить, станет ли борьба с такфиритами приемлемой геополитической стратегией.