Когда появились сообщения о том, что Индия и Китай ведут переговоры о создании организации стран-покупателей нефти, Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК) была слишком занята подготовкой к саммиту, который был запланирован на 22 июня, и не придала этому значения. Возможно, сейчас настало подходящее время, чтобы начать волноваться.
Спустя месяц после формального начала переговоров газета Times of India приводит слова индийского чиновника: «Подходящий момент настал. Бум производства нефти и газа в США позволяет нам оказать влияние на ОПЕК». В конце концов, на Индию и Китай приходится около 17 процентов мирового потребления нефти, и именно эти две страны сильнее всего пострадают в случае повышения цен из-за действий ОПЕК.
Кроме того, выступить против главенства ОПЕК на мировом нефтяном рынке готовы не только Пекин и Нью-Дели. Журналист Bloomberg Карл Поуп утверждает, что к проекту могут присоединиться страны Европы и Япония, которые ранее держались в стороне от направленных против ОПЕК проектов. Это может произойти, так как в наши дни появилась альтернатива ископаемому топливу. Вероятно, для противостояния с ОПЕК объединение потребителей нефти будет использовать электрификацию.
Индия, Китай и европейские страны во многом рассчитывают на электромобили. Япония – лидер по производству аккумуляторов. Если страны решат объединить усилия, им удастся к ужасу ОПЕК перевернуть нефтяной рынок. Конечно, это самый оптимистичный вариант развития событий, который редко воплощается в жизнь.
Взять, к примеру, Индию. По результатым недавнего исследования, около 90 процентов индийских водителей согласятся пересесть на электромобили, если правительство создаст станции для зарядки, снизит транспортный налог и увеличит субсидии. По данным других опросов, жители Индии не спешат использовать электромобили из-за высокой цены и малого запаса хода. В связи с этими сложностями в Нью-Дели отказались от амбициозной цели пересадить всю страну на электромобили к 2030 году, и взамен решили добиться того, чтобы к установленному сроку электромобили составляли 30 процентов всех транспортных средств.
В свою очередь, Китай активнее других использует электромобили: в прошлом году 50 процентов всех электромобилей были проданы именно в этой стране. Впрочем, главную роль в этом сыграло щедрое государственное субсидирование производства электромобилей. К 2020 году финансовая поддержка отрасли прекратится, и автопроизводители готовятся к непростым временам. Не исключено, что электромобили утратят популярность к 2020 году.
У электромобилей туманное будущее, и в связи с этим Китай и Индия намерены создать «организацию покупателей». Пекин и Нью-Дели желают обрести большее влияние на нефтяной рынок, подконтрольный ОПЕК. В Европе создаются условия для использования электромобилей, к тому же, европейцы активно участвуют в охране окружающей среды. В то же время, европейские страны импортируют большое количество нефти, и их беспокоит стоимость ресурса.
Китай и Индия с трудом привыкают к электромобилям. Европа может им в этом помочь и извлечь выгоду. Европа, Китай, Индия и Япония производят 65 процентов всех автомобилей в мире, большая их часть собирается в Европе. На эту четвёрку приходится 35 процентов потребляемой сырой нефти в мире, и многие выступают за сокращение этого количества.
Поуп утверждает, что Европа, Китай, Индия и Япония могут обсудить постепенный или более быстрый переход к электромобилям. Всё будет зависеть от готовности ОПЕК придержать цены на низком уровне.
Скептики заметят, что субсидирование и создание инфраструктуры займёт много времени даже при объединении усилий, и это помешает популяризации электромобилей. Однако в долгосрочной перспективе организация стран-покупателей нефти может стать силой, с которой ОПЕК придётся считаться. Экспортёрам уже сейчас следует внимательно рассмотреть эту проблему.