Трубопровод для транспортировки российского газа в Западную Европу оказался в центре разногласий между Соединенными Штатами и некоторыми европейскими странами, особенно Германией. Президент США Дональд Трамп раскритиковал Германию за ее приверженность этому проекту, заявив, что «Германия находится в зависимости от России из-за того, что получает от Москвы столь значительную долю своих энергоресурсов».
Кроме того, «речь идет о том, что вы платите миллиарды и миллиарды долларов в казну страны, от которой нам приходится вас защищать».
Здесь уместно напомнить о «Северном потоке-1», газопроводе, напрямую связывающем российские газовые месторождения и Западную Европу. Он работает с ноября 2011 года, ежегодно поставляя в европейскую газопроводную сеть около 55 миллиардов кубометров природного газа.
Система включает в себя 917-километровый наземный участок диаметром 1400 миллиметров между российскими месторождениями и портом Выборг на берегу Финского залива, который также служит для доставки газа в некоторые районы самой России и Финляндию. Кроме того, в нее входят две параллельные нитки трубопроводов диаметром 1200 мм, проложенные по дну Балтийского моря от Выборга до немецкого порта Грайфсвальд. Еще две нитки общей протяженностью 850 километров соединяют подводные линии с южными и западными районами Германии, а также газовой сетью Дании, Голландии и Британии.
«Северный поток-2» представляет собой улучшенную копию первого газопровода или его расширением. В 2011 году Nord Stream AG, дочернее предприятие российской корпорации «Газпром», приступило к экономическому обоснованию этого расширения, которое будет включать две дополнительные нитки для увеличения пропускной способности до 110 миллиардов кубометров в год. Для наполнения «Северного потока-2» будут соответственно расширены наземные трубопроводы на российской территории.
В июне 2015 года было подписано соглашение о реализации этого проекта между «Газпромом» и западными энергетическими компаниями Shell, E.ON, OMV, и Engie, а в апреле 2017 года компании Uniper, Wintershall, Engie, OMV и Shell подписали с Nord Stream AG соглашение о совместном финансировании.
Завершение проекта было намечено на конец 2019 года, однако, из-за задержек с получением одобрения тех стран, через чьи территориальные воды пролегает трубопровод, его ввод в эксплуатацию будет отложен приблизительно на год. На данный момент проект получил официальное одобрение Финляндии, Швеции и Германии, и лишь Дания продолжает возражать, вероятно, под давлением Соединенных Штатов.
Впрочем, у «Газпрома» есть план перенаправить трубопровод к северу от датского острова Борнхольм, с тем чтобы трасса прошла в международных водах, если датские власти не изменят своей позиции. Противодействие Польши и Украины вполне понятно, потому что если российский газ пойдет в Европу в обход этих двух стран, они потеряют немалые транзитные пошлины, не говоря уж о том, что российское влияние в Европе заметно возрастет.
Когда речь идет об Украине, считается, что Россия стремится сократить объем транзита через эту страну, который сегодня составляет около 90 миллиардов кубометров в год, хотя и россияне и немцы это отрицают. Опасаясь потери около 3 миллиардов долларов в год в виде транзитных пошлин, украинский президент Петр Порошенко недавно заявил: «Это не коммерческий проект – он не является целесообразным с точки зрения экономики – это исключительно политический проект».
Германия считает, что проект, напротив, носит чисто экономический характер, без каких-либо политических последствий. Аналитики полагают, что к 2025 году необходимо полностью избавить Германию от атомной энергетики. Нет никаких сомнений в том, что «Северный поток-2» является важным фактором энергетической безопасности для Евросоюза и всей Европы, где добыча газа сокращается, а потребление растет приблизительно на 5 процентов в год.
Десять лет назад перспективы природного газа в Европе были гораздо более оптимистичными, чем сейчас. Развитие возобновляемых источников энергии поглотило часть этих перспектив газа. Тем не менее, европейский спрос на газ в 2040 году, согласно прогнозу Международного агентства по энергетике (МАЭ) «Сценарий энергетической политики в будущем», ожидается на уровне 631 миллиарда кубометров в год, из которых на ЕС придется 454 миллиарда кубометров. При этом объем собственного производства сократится до 236 миллиардов кубометров, в том числе в Евросоюзе – до 76 миллиардов кубометров. Поэтому объем импорта газа в Европу должен достичь к этому моменту 395 миллиардов кубометров, что на 30 процентов выше нынешнего показателя.
Повышенная зависимость от поставок российского газа продолжает оставаться важным моментом, широко обсуждаемым критиками проекта. Однако, из-за динамики спроса, зависимость от России может сохраниться на том же уровне, что и сейчас, учитывая рост импорта из других источников, особенно в виде СПГ из Соединенных Штатов.
Российские поставки в Европу – в настоящее время в объеме около 200 миллиардов кубометров в год – будут самыми распространенными и самыми дешевыми.
Независимо от того, намерены ли Соединенные Штаты продолжать оказывать давление на Европу, проект, по мнению экспертов, будет продвигаться вперед, поскольку в его реализацию вовлечены все основные европейские газовые и нефтяные компании. Пока не вполне ясно, может ли угроза американского Конгресса о применении санкций в отношении европейских компаний, которые примут участие в проекте «Северный поток-2», быть реализована в форме карательных мер против союзников и партнеров Америки.