Триест может стать главным китайским портом в Европе

Китайцы проявляют интерес к инвестированию в новые терминалы, доки, верфи, грузовые причалы и промышленные зоны северного итальянского порта, принимая во внимание его более глубокую интеграцию с железнодорожными сетями ЕС, чем у Пирея, греческого порта, всецело подмятого под себя корпорацией COSCO в 2016 году.

Подпись к фото: Вид с воздуха на порт и торговую гавань в северо-восточном итальянском городе Триест на Адриатическом море

Этот портовый город на северо-востоке Италии, насчитывающий чуть более 200 тысяч жителей, может сыграть значительную роль в продвижении евразийской интеграции. Порт Триест стоит на 11-ом месте по тоннажу перевалки, однако, он выбран для того, чтобы стать западной оконечностью Морского Шёлкового пути, ключевой части инициативы китайского лидера Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», проекта, призванного улучшить транспортную доступность между Китаем и Западной Европой.

Зино Д’Агостино, президент Управления портовых сетей Восточного Адриатического моря, публичной компании, которая управляет портом Триеста и другими предприятиями в этом районе, поведал изданию Asia Times: «Китайцы готовы инвестировать в инфраструктуру. Их привлекло географическое положение Триеста, его прочные связи с остальной Европой и надёжные цепочки поставок».

Последние статистические данные говорят о замедлении роста морских перевозок между Европой и Азией во втором квартале текущего года. Однако Триест выпадает из этой картины. Ожидается, что итальянский порт перевалит к концу текущего года порядка 730 тысяч стандартных 20-футовых контейнеров (TEU), что будет рекордным показателем для контейнерных перевозок этого порта — в 2016 году они составили 486 тысяч TEU. Количество эксплуатируемых поездов за последние четыре года удвоилось с 5 до 10 тысяч.

Директор порта Д’Агостино, буквально только что вернувшийся из деловой поездки в Чэнду, город в провинции Сычуань в Китае, особо отметил, что инвестируя в порт Триеста, китайские компании будут фактически инвестировать в интегрированную систему: «Они заинтересованы не только в строительстве новых терминалов, причалов, верфей и современных логистических платформ, они хотят принимать участие в расширении и модернизации свободной зоны порта, промышленных зон и внутренней железнодорожной системы» — сказал он.

Д’Агостино подчеркнул, что он в основном налаживает отношения с китайскими государственными предприятиями, участвующими в реализации проекта «Новый Шёлковый путь».

«Порт Триеста нуждается во вложении 1,2 миллиарда долларов для поддержки его развития, в частности, в новой свободной промышленной зоне, — сказал он, — Китайские инвесторы ведут разговоры о том, чтобы внести половину от этой суммы, в то время, как и другие иностранные подрядчики, такие как Казахстан, Азербайджан, Турция, Иран и Малайзия, проявляют свой интерес».

Италия не Греция

Заместитель премьер-министра Италии Луиджи Ди Майо, лидер политического движения «Пять звёзд», оппозиционной ветви итальянского правительства, включающей также партию евроскептиков и антииммигрантскую лигу, на прошлой неделе, во время визита в Китай, заявил о том, что Италия поддерживает китайские планы развития порта Триеста.

В конце этого года Италия может присоединиться к проекту «Один пояс – один путь», став первой страной из Большой семёрки, подписавшей меморандум о взаимопонимании по этому китайскому мега проекту. Кроме того, в то время как Европейский Центральный банк идёт к отказу от своей программы скупки облигаций ради стимулирования экономики еврозоны, погрязшая в долгах средиземноморская страна пытается убедить китайских инвесторов приобретать её государственные облигации.

Но, принимая во внимание проблемы, произошедшие в Греции и других странах, сотрудничавших с Китаем, многие опасаются того, что итальянцы попадут в долговую зависимость от китайских инвестиций и кредитов, что впоследствии сделает их уязвимыми перед китайским давлением, направленным на то, чтобы заставить итальянцев привести свою политику в соответствие с политикой Пекина, которая часто вступает в противоречие с правилами Евросоюза.

Секретарь Кабинета министров Италии Джанкарло Джиоргетти заявил, что китайские вложения в Италию можно только приветствовать, но в то же время дал понять, что Италия суверенитетом не торгует. Д’Агостино вторит ему. Он отмечает, что китайские компании не станут выкупать или контролировать порт Триеста, как это произошло с терминалом Пирея – главным портом в Греции, и, частично, с портом Хамбантота в Шри-Ланке и Джибути. «Они будут приобретать только миноритарные доли в существующих предприятиях», — сказал он.

«Греция оказалась на грани дефолта по своим долгам, ей пришлось распродавать свою инфраструктуру, — продолжает Д’Агостино, — китайцы скупили в Пирее буквально всё, даже Управление порта». Он признаёт, что итальянская экономика переживает не самые лучшие свои времена, но, говорит, что, по крайней мере, государство всё ещё присматривает и управляет портовой деятельностью в Италии, и поэтому в этом вопросе ещё рано паниковать.

Безопасность важна

Проблемы, связанные с безопасностью, играют немаловажную роль, когда речь идёт об инвестициях Китая в европейские порты. ЕС работает над созданием механизма проверки иностранных инвестиций в требующие защиты промышленные сектора. Этот механизм в основном направлен на обеспечение безопасности высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры Европы от китайского промышленного шпионажа.

Кое-кто считает, что китайские портовые операторы смогут внимательно следить за перемещениями военных кораблей США и Северо-Атлантической Организации в Европе, собирать информацию о техническом обслуживании этих кораблей и даже пытаться получить доступ к секретному оборудованию США и НАТО.

Д’Агостино с ходу отметает подобные сомнения. Он обращает внимание на то, что военная и гражданская части порта Триеста чётко отделены друг от друга, как это сделано и в других европейских терминалах. «Китайцам не обязательно топать ножками сюда, чтобы наблюдать за тем, как швартуются военные корабли в порту. Уверен, у них есть более технологичные способы слежки за итальянскими и натовскими судами» — считает он.

Пирей — не конкурент

Итальянцы уверены, что Триест возобладает над Пиреем в качестве морских ворот Китая в Южную Европу, несмотря на уверения Пекина в том, что после приобретения Пирея Китайской компанией океанских грузоперевозок (COSCO) в 2016 году, греческий порт увеличил контейнерные перевозки. На кон поставлена значительная доля торгового обмена между Азией и Европой. По данным Еврокомиссии, 70 процентов валовой торговли между этими регионами проходит морским путём.

В прошлом году Пирей перевалил 3,75 миллионов TEU, в этом году, как ожидается, эта цифра превысит 4 миллиона. Но итальянцы считают, что они смогут отобрать большой кусок морских торговых перевозок Китая, из-за их удачного географического положения и прочных связей с Европой.

«Первое время после своего расширения Триест будет дополнять Пирей, но впоследствии между ними будет нарастать соперничество», — считает директор порта Д’Агостино. Помимо прочего он отметил, что уникальное географическое местоположение и комплексная система делают Триест куда как более предпочтительным пунктом ввоза восточноазиатских товаров, нежели Пирей.

И правда, греческий порт расположен на задворках Европы, а Триест практически в её сердцевине.

«Я часто говорил своим китайским визави о том, что напрасно они сосредоточились на Пирее и Балканском маршруте, включая высокоскоростную железнодорожную магистраль Белград-Будапешт, — продолжает он, — Китайские контейнеровозы экономят деньги, держа путь дальше на север, до Триеста, а там их уже ждут железнодорожные перевозчики, для отправки их грузов в Центральную и Восточную Европу».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0