В ноябре грядут промежуточные выборы в Соединённых Штатах, и, возможно, американская политическая система проявит свою уязвимость перед кибернетическими атаками со стороны России и правительств других стран. С тех пор, как ни у кого не осталось сомнений в российском вмешательстве в американские выборы, Конгресс и администрация Трампа в едином порыве решили наказать Россию за её действия и предотвратить её агрессию в будущем.
Закон о защите американской безопасности от агрессии Кремля (DASKAA), предложенный конгрессменом от Южной Каролины Линдси Грэмом, может оказаться особенно вредным для американского бизнеса в том случае, если будет введён слишком широкий набор санкций.
DASKAA, имеющий целью сдерживание потенциального российского вмешательства, на деле станет причиной разрыва международных цепочек поставок нефти и газа. Это может привести к росту цен на нефть, вполне вероятным перебоям в поставках и проблемам в путях снабжения, что аукнется ростом затрат американских потребителей.
Эти новые санкции помимо прочего вынудят американские компании выйти из совместных проектов в России, что ударит как по американским энергетическим компаниям, так и по внутреннему рынку труда, увеличив количество безработных. Введением санкций в отношении российских энергетических и финансовых компаний Вашингтон ударит также и по мировым финансовым рынкам, так как усложнится конвертация доллара в другие валюты, что приведёт к тяжелейшим последствиям для всего международного финансового сообщества.
Помимо российских энергетических и финансовых компаний DASKAA также нацеливается на выпуск новых российских суверенных долговых обязательств. Суверенный долг это деньги, которые страна занимает посредством выпуска и продажи долговых обязательств. Российские облигации уже широко распространены по всему миру и используются в контрактах и инструментах хеджирования. Санкции могут сказаться на стоимости этих инструментов, что повлечёт негативные последствия для отраслей вне финансовых рынков.
Эти санкции могут привести к распродажам на рынках, не особо привязанных к США, что приведёт к волатильности и снижению спроса на российские долговые бумаги на иностранных биржах. Под удар также поставлены международные отношения, по причине того, что деятельность США может подтолкнуть страны, уже игнорирующие американские санкции, к более тесным отношениям. Можно предположить, что в результате Китай и Иран станут развивать более прочные отношения с Россией, единым фронтом стран-изгоев выступив против безопасности американской системы выборов.
Говоря об этих санкциях, следует понимать, что российский бизнес продолжит свою деятельность. На глобализированном рынке российские компании, попавшие под действие санкций, найдут других потребителей своих товаров. Осложняя жизнь российских компаний замораживанием их активов, и запрещая поездки их представителей, нужно проявлять осторожность, потому что правительство США не должно препятствовать ведению бизнеса американскими компаниями с легитимными российскими бизнесменами, так как, просто привлекая Россию к участию в совместных проектах, иностранные государства тем самым вынудят американские компании выходить из этих самых проектов, а ведь некоторые из них включают долгосрочные инвестиции и инфраструктуру.
Санкционное давление на энергетический и финансовый секторы России может привести американские компании к потерям в совместных сделках, к невозможности обеспечить платежи от российских организаций, и может оставить американские компании без возможности оплачивать труд своих российских работников.
Правительство США также должно понимать, что удерживая американский бизнес в стороне от России, оно также теряет возможность влиять на российский бизнес. Без американского бизнеса, работающего в России, у российского бизнеса не будет образца для подражания в прозрачности, подотчётности и хорошей практике управления. Короче говоря, санкции, наложенные на Россию, ни в коей мере не смогут повлиять на её линию поведения.
Американские законодатели должны дать точечный ответ, который накажет российское правительство за вмешательство в американские выборы, но при этом не станет камнем преткновения в нормальной работе американских компаний.
В отличие от DASKAA, другой предложенный законопроект предлагает более взвешенный и точный подход к решению вопроса. Закон о кибер-сдерживании и реагировании (CDRA) направлен на выявление лиц, непосредственно ответственных за кибератаки. CDRA требует, чтобы президент обозначил нападавших знаком «участник критической кибер-атаки», маркируя каждого по-отдельности, вместо того, чтобы крушить весь международный рынок без разбора.
Законопроект также предусматривает введение санкций из большого количества возможных вариантов против субъекта, обозначенного как «участник критической кибер-атаки», а также даёт президенту возможность отказаться от введения санкций в каждом отдельном случае. Такой целевой подход позволит добиться возмездия и не нанести при этом вреда американскому бизнесу.
Топорный подход DASKAA может навредить американскому бизнесу в большей степени, нежели российскому правительству, заставив американские предприятия платить за российские преступления. В отличие от этого CDRA даёт возможность нанести точечные удары по непосредственным участникам вмешательства в американские выборы, не ставя при этом под удар американский бизнес и международные рынки.