Инфраструктурные проекты инициативы «Один пояс, один путь» буксуют в мире «затянутых поясов» и «извилистых дорог»

Противоречивая обстановка возникла вокруг амбициозной китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), когда Малайзия нынешним летом аннулировала инфраструктурные проекты на сумму 23 миллиарда долларов из-за их непомерной стоимости.

Хотя это был самый громкий подобный случай, Пекин столкнулся с тем, что многомиллиардные инвестиции все чаще становятся основными проблемами предвыборных дискуссий в самых неожиданных местах.

Самый последний такой пример имел место в Сьерра-Леоне, маленькой западноафриканской стране с населением семь миллионов человек, которая была  разорена гражданской войной и вспышками эпидемии Эбола. В марте прошла бурная предвыборная кампания, один из главных конфликтов которой был связан со строительством нового аэропорта, финансируемым Китаем.

Эта сделка была аннулирована 5 октября, как и ожидалось, после поражения Всенародного конгресса (APC) и избрания Юлиуса Маада Био на пост президента. В преддверие голосования Маада Био назвал позицию APC, согласно которой инвестиции в рамках ОПОП могут оживить экономику Сьерра-Леоне, мошеннической.

Еще одна предвыборная кампания, на Мальдивах, также поставила под вопрос глобальные амбиции Пекина, когда так называемый «прокитайский» президент Абдулла Ямин проиграл своему «прозападному» сопернику Ибрагиму Мохаммеду Солиху.

Подпись к изображениюМост Синамале, ранее известный как мост дружбы между Китаем и Мальдивами, был построен при финансовой поддержке Китая в столице Мальдивских Островов Мале

На протяжении своего пятилетнего правления Ямин довел сумму долга по 17 проектам, финансируемым Китаем, до 1,3 миллиарда долларов, что составляет четверть валового внутреннего продукта страны. Пока остается под вопросом, сможет ли новый лидер Мальдивской республики вырваться из финансовых тисков Китая и переориентироваться на Индию и Запад.

Как бы то ни было, за последние несколько месяцев в южно-азиатском регионе были аннулированы несколько проектов ОПОП на общую сумму около 30 миллиардов долларов. Как соотносится сумма в 30 миллиардов с общим объемом инвестиций ОПОП – спорный вопрос. Согласно заявлению китайского президента Си Цзиньпина, распространенного газетой China Daily, Пекин инвестировал в маршруты ОПОП более 60 миллиардов долларов. Это означает, что около 50 процентов инвестиций в ОПОП было аннулировано, и еще какой-то их объем оказался в  настоящее время под вопросом из-за местной оппозиции.

Однако, другие источники отмечают, что, учитывая особый характер этого быстро расширяющегося проекта, оценка Си Цзиньпина, возможно, сильно отличается от реального положения вещей.

Возьмем для примера случай, когда Китай согласился списать задолженность Шри-Ланки в обмен на 99-летнюю аренду порта Хамбантота. Примем во внимание, что Хамбантота – всего лишь один из 42 портов, которые, согласно «Голосу Америки», Китай сегодня строит во всем мире. Сколько из них являются так называемыми «белыми слонами», или долговыми ловушками, и о какой общей сумме может идти  речь – неизвестно. Причина заключается в том, что все объекты, от тематических парков до летних лагерей отдыха в Китае, классифицируются как проекты ОПОП.

В беседе с изданием The Guardian, известный эксперт по китайско-африканским отношениям Уинслоу Робертсон сказал, что ОПОП является не столько централизованно планируемой инициативой, сколько слабо контролируемой попыткой расширения китайского влияния за счет мягкой силы. «Кто определяет, что собой представляет проект ОПОП, и какие страны следует считать странами ОПОП? Никто точно не знает. ОПОП – это все и ничего», – сказал Робертсон.

Единственное, что можно сказать с уверенностью: если ОПОП на самом деле является усилием с целью расширения влияния, то проект, возможно, не провалился полностью, но, безусловно, его никак  нельзя назвать универсально популярным продуктов, и он все чаще сталкивается с явным сопротивлением.

Сопротивление имеет место не только в странах с ограниченными возможностями, таких как Сьерра-Леоне, Мальдивы и Пакистан, где недавно был сокращен на 2 миллиарда долларов железнодорожный проект, финансируемый Китаем в рамках «Нового Шелкового пути», но и в Соединенных Штатах.

В частности, чуть более недели назад, американский президент Дональд Трамп подписал законопроект о создании агентства экономической помощи, которое, как многие считают, в основном призвано противодействовать китайской «долларовой дипломатии».

Созданная в результате принятия закона американская Международная финансовая корпорация по вопросам развития, будет, согласно сообщению New York Times, «иметь право предоставлять займы, кредитные гарантии и страхование на общую сумму 60 миллиардов долларов для компаний, желающих вести бизнес в развивающихся странах».

По мнению экспертов Совета по международным отношениям, для Трампа этот шаг является существенным разворотом курса: «Похоже, что тревога в связи с растущим влиянием Китая в развивающихся странах, стала движущей силой нового подхода администрации к оказанию помощи в целях развития и распространению влияния США за счет мягкой силы».

Выступая по радио «Голос Америки», аналитик О Эй Сун из Сингапурского института международных отношений, недавно упомянул о продолжающихся аннулированиях и постоянно меняющейся структуре глобальных инвестиций Китая, назвав ситуацию «несварением ОПОП».

Многие проекты будут аннулированы, многие будут заторможены, но многие другие будут реализованы, не смотря ни  на что. Вместе с тем, он отметил, что успешное осуществление проектов ОПОП может происходить только там, где китайская модель «главное – начать, а экономический рост придет позже» соответствует местным условиям.

Забегая вперед, следует сказать, что найти такие идеальные условия – непростая задача для Китая. Если этого не произойдет, инициатива ОПОП может потеряться в мире «затянутых поясов» и «извилистых дорог». А это, в свою очередь, приведет к относительной изоляции Китая как геополитической державы.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0