Кто в силах повлиять на американский Минфин?

«Если Вы должны банку 100 долларов, это Ваша проблема. Но если Вы должны банку 100 миллионов долларов, это проблема банка» — широко известное изречение промышленного магната Джона Пола Гетти.

Подпись к изображению: Счастливые времена: президент США Дональд Трамп и его Первая леди Меланья с главой Китая Си Цзиньпином и его Первой леди Пэн Лиюаньво время посещения «Запретного города» 

Мало что может драматизировать это остроумное замечание больше, чем впечатляющие запасы Китая в американских долговых обязательствах на сумму 1,165 триллиона долларов. Широко распространено мнение о том, что эти сказочные долларовые богатства дают правительству Си Цзиньпина мощный рычаг давления на Дональда Трампа.

Президент Си, конечно, прекрасно это осознаёт. Всё, что требуется от Китая, это пропустить парочку аукционов по продаже казначейских бумаг, чтобы последующий за этим хаос на рынке долговых обязательств привлёк пристальное внимание Трампа. В этом смысле беспокойство главы американского Минфина Стива Мнучина по поводу августовского сокращения Китаем своих вложений в долларовые облигации третий месяц подряд вполне оправдано.

Конечно, эти двое могут продолжать меряться силой. Но не скрывается ли истина в том, что Коммунистическая партия Си Цзиньпина на самом деле самый большой неудачник в этой крупнейшей мировой финансовой пирамиде?

Стоимость всех этих государственных денег всё больше зависит от их крупнейшего покупателя, Китая, продолжающего всё больше вкладываться в американский долг. Если Китай вдруг остановится, и в пирамиду перестанут поступать свежие деньги для обеспечения прежних покупок, всё обрушится. Другими словами, Китай оказался в более худшем положении, чем готов признать партия Си.

В свете этих интригующих факторов можно рассматривать возможность Си Цзиньпина или ее отсутствие погубить Трампа путём сброса трежерис. Судя по тому, что Си не делает по этому поводу даже пустых угроз — он не сможет сделать этого.

Одно тревожит: во-первых, необходимость объяснять партийным бонзам потерю сотен миллиардов долларов государственных резервов. Конечно, Си Цзиньпин на сегодняшний день является могущественнейшим лидером за последние десятилетия, но мало какие действия смогут в более значительной степени пошатнуть его легитимность.

Другое: насколько быстро последующий рост доходности американских долговых бумаг вернёт Китай на прежний путь. Стоимость кредитов для американских покупателей стремительно возрастёт, что уменьшит спрос на товары, произведённые в Китае. В этом случае можно будет говорить о пирровой победе, если вообще можно будет говорить о какой-либо победе.

И, тем не менее, китайские и прочие азиатские банкиры имеют ряд причин для срочного избавления от долларовой зависимости. Пекин, Токио, Тайбэй, Сингапур, Нью-Дели и Сеул входят в список 16 крупнейших держателей американского долга, из которых Трамп, определённо, постарается выжать всё возможное.

Прошлогоднее декабрьское снижение налогов в США на 1,5 триллиона долларов привело к невероятному стимулированию экономики Вашингтоном, фактически уничтожив безработицу. В этом месяце партия республиканцев приняла статьи расходов, которые увеличат бюджетный дефицит до беспрецедентного одного триллиона долларов. И не вызывает удивления тот факт, что процентные ставки 10-летних облигаций подскочили до семилетнего максимума.

Невероятная перепалка Трампа с подконтрольным ему председателем Федерального Резерва внушает мало доверия. С момента взятия под свое управление денежно-кредитной системы в феврале Джером Пауэлл продолжил курс мягкого ужесточения, который ФРС выбрала в 2015 году. И теперь Трамп называет его сумасшедшим. А главный экономический советник Трампа Ларри Кудлоу говорит, что при Пауэлле ФРС переживает революцию.

Полная чушь. С ростом безработицы от 3,7 до 4 процентов и с этими гангстерами с Уолл-стрит ФРС может неконтролируемо оказаться за планируемой чертой ужесточения, не выходя за рамки дозволенного.

А Трамп может. Помимо безответственной фискальной политики и вмешательства в монетарные вопросы, Трамп готовит атаку на доллар. За 21 месяц своего нахождения в Белом Доме он мог бы посоревноваться с президентом Филиппин Родриго Дутерте в умении рушить государственные организации. Он яростно сотрясал судебные и законодательные органы, прессу и федералов. Так чем доллар-то хуже?

В январе Мнучин объявил о прекращении 23-летней поддержки сильного доллара. Совсем недавно Трамп жаловался на то, что сильный доллар ставит США в невыгодное положение. Ныне он требует запретов на валютные манипуляции торговых партнеров, включая Японию. Этим Трамп говорят о том, что ему нужен более слабый доллар.

Так как же Пекину выбраться из этой ловушки? Неудивительно, что Народный Банк Китая яростно работает над расширением использования юаня в мировой торговле. Это привело к попаданию китайской валюты в список из пяти ключевых валют, озвученный МВФ.

Си может захотеть работать с другими крупнейшими азиатскими держателями госдолга США. Почему бы не создать межправительственную рабочую группу для разработки путей сокращения привязки Азии к доллару? Возможности включают в себя соглашения о свопах, гигантский Азиатский валютный фонд и создание совместного механизма для снижения долларовых вложений способами, безопасными для рынков.

Это не будет лёгкой задачей. Не обязательно обладать ярким воображением для того, чтобы представить, как Трамп может отреагировать в Твиттере. Но учитывая многотриллионные долларовые сбережения азиатских стран, поставленные на карту, это необходимый и прагматичный шаг. Действуя смело, разумно и решительно, Азия сможет избавиться от долларовой зависимости раз и навсегда.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0