На протяжении многих десятилетий Соединенные Штаты настолько зависели от импорта иностранной нефти, что эта зависимость определяла большую часть внешней политики страны при нескольких администрациях. Еще в семидесятые годы, особенно после арабского нефтяного эмбарго 1973-74 годов, угрожавшего экономическому выживанию Америки, внешнеполитические решения стали все в большей степени зависеть от нефтяного импорта из стран ОПЕК, и главным образом, Саудовской Аравии. Эта модель отношений до сих пор ощущается, когда очередной президент, на этот раз Дональд Трамп, жонглирует очередной ближневосточной проблемой, не решаясь прямо ответить на убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги, скорее всего, от рук саудовских агентов на территории Турции.
Однако, теперь Соединенные Штаты позиционируют себя как один из трех крупнейших мировых производителей нефти, а кроме того устранена уязвимость, с которой Америка сталкивалась, будучи вовлечена в несколько конфликтов на Ближнем Востоке. К тому же, у Вашингтона все еще имеется 5-й флот США, охраняющий экспорт нефти из ближневосточного региона, включая нестабильный и стратегически важный Ормузский пролив.
В то время как США еще предстоит выработать план действий с учетом рекордных 11 миллионов баррелей нефтедобычи в день и все более сложных отношений с давним ключевым союзником, Саудовской Аравией, а также другими арабскими государствами, Китай также находится в крайне уязвимом положении, поскольку его зависимость от импорта нефти и природного газа, питающих рост экономики, неуклонно растет.
Газовая жажда
Сами цифры, поступающие из Китая, должны вызывать тревогу у специалистов по энергетическому планированию в Пекине. Во-первых, потребление газа в стране в 2017 году выросло до рекордных максимумов, достигнув 235,2 миллиардов кубических метров, что на 17 процентов больше, чем годом ранее. Тем не менее, наиболее значительным событием стал пик спроса на СПГ. Китай в прошлом году обошел Южную Корею, став вторым по величине импортером СПГ в мире после Японии. При этом спрос в Китае в 2017 году вырос более чем на 50 процентов по отношению к 2016 году и достиг 38 миллионов тонн. Международное энергетическое агентство (МЭА), расквартированное в Париже, в начале этого года сообщило, что в 2019 году Китай станет крупнейшим импортером природного газа на планете.
В своем ежегодном отчете Gas 2018, МЭА заявило, что спрос на природный газ в Китае вырастет почти на 60 процентов в период между 2017 и 2023 годами и достигнет 376 миллиардов кубических метров. При этом импорт СПГ за тот же период вырастет с 51 до 93 миллиардов кубометров. На прошлой неделе энергетическое консалтинговое агентство Wood Mackenzie заявило, что на Китай уже приходится 50 процентов общего роста мирового спроса на СПГ.
Нефтяные гиганты, и в частности предусмотрительная Royal Dutch Shell, крупнейшая в мире компания по производству СПГ, снова приобретает фьючерсные контракты в расчете на рост спроса на СПГ и общую газовую жажду Китая. В результате растущего спроса, предсказывают эксперты Wood Mackenzie, в 2019 году будет зафиксировано рекордное количество окончательных инвестиционных решений по новым проектам СПГ в России, США, Катаре и Мозамбике.
Спрос на СПГ в Китае также сократит нынешний избыточный объем предложения на рынках СПГ на несколько лет по сравнению с прогнозируемым периодом 2022-2023 гг.
Более того, спрос на газ уже заставил Пекин пойти на уступки в продолжающемся торговом конфликте с Вашингтоном и снизить тариф на американский СПГ до 10 процентов с первоначальных 25.
Нефтяная зависимость
Даже если рост газовой зависимости Китая продолжится, как в отношении СПГ, так и трубопроводного газа, его нефтяная жажда представляет собой еще большую проблему. В 2017 году внутренний спрос на нефть в Китае вырос на 5,5 процентов в годовом исчислении и достиг 11,77 миллионов баррелей в сутки. Несмотря на ожесточенную торговую войну с США и другие экономические «встречные ветры» в этом году, пропускная способность нефтепереработки в Китае увеличилась в сентябре до рекордной отметки 12,49 миллионов баррелей в сутки, согласно официальным правительственным данным, опубликованным в начале октября.
В сообщении CNBC говорится, что данные о пропускной способности нефтепереработки вселяют надежды на рост спроса на нефть, несмотря на то, что экономический рост в Китае в третьем квартале замедлился до минимального значения с момента мирового финансового кризиса.
Хотя продолжающаяся торговая война между Вашингтоном и Пекином может в краткосрочной перспективе привести к снижению спроса на нефть, долгосрочный спрос в Китае, тем не менее, будет расти вместе с экономикой страны, и темпы этого роста будут составлять не менее 6 процентов в год на протяжении ближайших нескольких лет.
И именно этот экономический рост заставит Китай все больше зависеть от импорта сырой нефти, независимо от того, будет ли эта нефть приходить от друзей или врагов. В том числе неизбежна и зависимость от импорта легкой американской сланцевой нефти после того, как ослабнет нынешняя торговая напряженность.
Корреляция между зависимостью от импорта нефти и национальной безопасностью будет одним из самых крупных и сложных вопросов в Пекине по мере приближения следующего десятилетия. Этот вопрос будет все больше диктовать внешнеполитические решения правительства, поскольку от него зависит китайская гегемония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, экспансия в Африке и других местах.
Уроки нефтяной зависимости США
С конца семидесятых годов нефтяная зависимость Америки определяла ее внешнюю политику, начиная от реакции Вашингтона на иранскую революцию в конце семидесятых, американской поддержки Багдада в ирано-иракской войне в течение большей части восьмидесятых, и заканчивая вторжением Ирака в Кувейт в 1990 году и двумя последующими войнами в Персидском заливе. При этом следует помнить, что финансирование второй войны в заливе стало важнейшим фактором, обусловившим нынешний огромный государственный долг США.
Хотя Пекин, скорее всего, не будет столь сильно вовлечен в геополитические события, как США, тем не менее, ему будут мешать нефтяная и газовая жажда, в то время как быстрорастущий океанский флот Китая однажды будет вынужден защищать глобальные судоходные пути, как это делает флот США уже много десятилетий.
Несколько лет назад Вашингтонский аналитический центр, Институт Брукингса, заявил, что среди многих неопределенностей, нависших над будущими политическими и экономическими обстоятельствами Китая, «очевидно одно: независимо от темпов экономического развития, Китай должен решить проблему стремительно растущего спроса на энергоносители и другие природные ресурсы. И нефть, несомненно, будет в верхней части этого списка».