Богатство напоказ или «падающие звезды» – этот социальный феномен в последнее время превратился в настоящую онлайн-эпидемию. Позируя в причудливых ситуациях, например, изображая, будто они выпали из своего роскошного автомобиля, богатенькие китайские мажоры один за другим размещают в сети свои фотографии в окружении денег, баснословно дорогих дизайнерских аксессуаров и драгоценностей.
Подпись к изображению: Китайские подростки из богатых семей любят выставлять напоказ свое богатство, и этот скандальный феномен уже получил название – «падающие звезды»
Впрочем, в качестве иллюстрации общей обстановки в экономике страны, это явление не лишено достоинств.
Официальные статистические данные указывают на явное «спотыкание», реальное или воображаемое, в целом ряде ключевых секторов экономики. В сентябре рост прибыли производственных компаний Китая снова упал, и это происходит уже пятый месяц подряд.
Это замедление вполне коррелирует с цифрами, опубликованными на прошлой неделе, которые показали, что объем промышленного производства увеличивался самыми низкими темпами за последние два года.
«Если китайская экономика продолжит замедляться, корпоративный сектор может столкнуться с еще более сильным давлением с точки зрения падения рентабельности», – полагает аналитик инвестиционного банка и брокерской компании China Securities Хуан Вэнтао.
В прошлом месяце прибыль корпораций выросла на 4,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 545,5 миллиардов юаней, что соответствует 78,6 миллиардов долларов. Однако, если судить по цифрам, опубликованным Национальным бюро статистики Китая в прошедшие выходные, этот показатель роста был более чем вдвое ниже, чем в августе.
Уже появляются опасения, что снижение корпоративной прибыли в конечном итоге окажет давление на создание рабочих мест, и в то же время резко затормозит рост потребительских расходов.
«Доходы в сентябре оказались под давлением усилившегося замедления темпов производства, а также снижением роста продаж и цен», – сообщил в своем официальном заявлении высокопоставленный чиновник Национального бюро статистики Хэ Пин.
Подобно сверхбогатой золотой молодежи, Китай демонстрировал рискованное поведение на экономической дороге, изобилующей опасностями, такими как эскалация торговых разногласий с Соединенными Штатами.
Последствия кризиса политики безудержного кредитования, которую проводил президент Си Цзиньпин с целью стимулирования внутреннего потребления, также привели к снижению темпов экономического роста и резкому падению обменного курса китайской национальной валюты.
За всем этим стоят неутешительные статистические данные. Опубликованные на прошлой неделе цифры Национального бюро статистики показали, что в третьем квартале экономика Китая продемонстрировала самый низкий темп роста за все время с начала Великой рецессии в 2009 году.
Более того, материковые фондовые рынки также оказались втянутыми в этот водоворот. Почти 3 триллиона долларов составили убытки в связи с падением индекса Шанхайской фондовой биржи за последние девять месяцев, а на Шэньчжэньской бирже аналогичный показатель составил 1,1 триллиона.
Главную роль в этих беспорядках сыграла 150-миллионная армия индивидуальных инвесторов, против которых ничего не смог сделать Народный банк Китая, вкачивающий в рынки миллиарды долларов ликвидности.
В понедельник индексы Шанхайской и Шэньчжэнской бирж снизились более чем на 2 процента, что эксперты объясняют сохраняющейся нервозностью участников рынка.
«В условиях разрастающейся торговой войны с Соединенными Штатами и внутренних неопределенностей в Китае, экономический рост в четвертом квартале нынешнего года может замедлиться до 6,4 процентов», – сказано в отчете экономистов Citibank.
«Запаздывающие индикаторы, такие как общие доходы и прибыль в производственном секторе должны, соответственно, тоже несколько снизиться», – добавили авторы.
По иронии судьбы, подобно новомодному поветрию золотой молодежи, выставляющей напоказ свое богатство, экономику Китая, по всей вероятности, до конца года ожидают еще несколько жестких торможений.