В России прошла новая необычная кампания, направленная на определение национальной идентичности

В полутора тысячах километров от Москвы, недалеко от границы с Казахстаном, жители миллионного города требуют, чтобы им позволили назвать местный аэропорт в честь рок-звезды, своего земляка.

В октябре нынешнего года фанаты Егора Летова, музыканта, скончавшегося 10 лет назад, создали страницу на Facebook в рамках кампании по переименованию аэропорта в Омске в международный аэропорт Летова. Их девизом в социальных сетях стало «Наше имя – Летов!»

Один блоггер создал макет внешнего оформления аэропорта, с гигантскими портретами бородатого длинноволосого певца, приветствующего прибывающих в город путешественников. Однако, российские власти блокировали переименование на том основании, что поклонники Летова являются «маргинальной аудиторией».

Подпись к изображению: Путин встречается с пилотами в аэропорту Воронежа, который будет переименован в честь царя Петра Великого

Russian Prime Minister Vladimir Putin (2L) meets with Russian Rescue Ministry pilots at an airport in Voronezh on August 4, 2010. A heatwave has engulfed central parts of European Russia since mid June, pushing temperatures to the highest levels since records began and sparking forest fires that have killed at least 48 people. AFP PHOTO / POOL / DENIS SINYAKOV (Photo credit should read DENIS SINYAKOV/AFP/Getty Images)Эта кампания в Омске началась после того, как пять российских общественных объединений, их которых по крайней мере два имеют связи с Кремлем, объявили общенациональный конкурс на переименование 47 аэропортов страны в честь российских исторических личностей. В ходе так называемого проекта «Великие имена России», который начался в  начале октября и продолжался два месяца, более 5 миллионов российских граждан проголосовали за новые названия для местных аэропортов.

Победившие имена, официально объявленные во вторник на этой неделе, принадлежат героям войны, ученым и художникам. Этот проект является последней, и, возможно, самой масштабной, попыткой страны ответить на вопрос, который остался без должного внимания после крушения коммунистического  режима: «Что же такое на самом деле Россия?»

В Москве официальные лица провозгласили целью этого проекта всенародное чествование российских героев. Согласно формулировке авторов сайта «Великие имена России», необходимо «навечно вписать эти имена в историю». В одном видеоролике, выпущенном государственным информационным агентством «Вести», телеведущий подходит к женщине, сидящей вместе с ее сыном в самолете, чтобы узнать ее мнение об этом проекте. «У нас много героев, – говорит женщина. – Я не думаю, что для всех хватит аэропортов».

Проект, одобренный министром культуры России Владимиром Мединским, начал осуществляться после того, как рейтинг общественной поддержки Владимира Путина упал до шестилетнего минимума из-за непопулярного плана пенсионной реформы, который предусматривает увеличение возраста выхода на пенсию. Объединение  россиян вокруг националистического проекта, целью которого является дать обычным гражданам определенную степень политической свободы, возможно, именно то, что нужно сейчас Путину.

«Для Кремля было важно отвлечь внимание широкой общественности от таких проблем как экономическое развитие, коррупция и общее разочарование и сконцентрировать его на чем-то нейтральном, – сказал редактор онлайн-журнала, посвященного российским проблемам, Антон Барбашин. – Переименование аэропортов может быть такой темой, одновременно развлечением и вроде бы важным делом».

Однако, у этого проекта не было поддержки на низовом уровне. Некоторые эксперты видят в нем лишь ненужные расходы в период экономических трудностей. «Речь идет не только об истории и культуре, но и о больших деньгах», – говорит Мария Снеговая, научный сотрудник Центра исследований международных отношений и проблем безопасности при университете Мэриленда. Андрей Колесников, старший научный сотрудник московского Центра Карнеги, называет проект «очередной раздражающей глупостью нынешнего режима».

Однако, за переименованием аэропортов стоит еще один, более циничный мотив. Вебсайт проекта заявлял, что он будет действовать по принципу «один голос – один аэропорт – одно имя», что дает россиянам иллюзию участия в важном демократическом процессе. Однако, добавил Барбашин, «как и в случае с российскими выборами, здесь действует государственный фильтр, который определяет, подходит ли тот или иной кандидат».

Именно этим объясняется исключение музыканта Летова из окончательного списка имен. Россиянам разрешалось предлагать исторические личности, но в конечном итоге кандидаты должны были получить одобрение министра культуры Мединского. Его обоснование решения по поводу Летова, даже после того как тот стал лидером первого тура голосования, было неубедительным: министр утверждал, что поклонники Летова являются слишком «маргинальной» частью общества, чтобы допустить его имя к участию в финальном раунде.

Хотя Москва пытается убедить россиян в том, что голосование в этом конкурсе равносильно участию в каком-то серьезном демократическом процессе, многие эксперты увидели то, что скрывается за этим лаком. «Кремль создает иллюзию, что в стране действует демократия и гражданские свободы, но на самом деле результаты полностью контролируются и формируются властью», – считает Снеговая.

Проект переименования аэропортов является также попыткой Кремля и его союзников создать особую российскую концепцию истории, в центре которой находятся герои войны, властные правители и предполагаемые моральные авторитеты. Большинство включенных в список имен принадлежат военным или лидерам из имперского прошлого страны. Тем не менее, часть из них все же не входит в эти категории. Так, например, в нем оказался Дмитрий Менделеев, создатель периодической системы химических элементов, поэт Александр Пушкин, драматург Антон Чехов. Во многих городах голосование противоречило этой концепции, спущенной сверху: среди победителей оказывались не только выдающиеся воины, но также художники и музыканты. Однако, даже эти фигуры были одобрены организаторами проекта, и они вписались в общую картину великой царской России прошлых столетий.

Прославление исторических личностей из милитаристского и имперского прошлого России идеально отвечают стремлению Путина сузить определение понятия «русский». И переименование важных объектов общественной инфраструктуры – это лишь очередная попытка добиться поставленной цели.

В последние годы цель формирования четкой национальной идентичности стала принимать в России все более консервативную форму. Проект переименования аэропортов возник на фоне усиления поддержки Кремля Русской Православной Церковью – институтом, номинально стоящим вне политики, целью которого является распространение христианского, консервативного видения России. Эта инициатива также находится в русле политики, направленной на замену этнических языков русским.

«Сделать людей более русскими и убедить их в том, что суть российской идентичности не ограничивается этническим происхождением, а в большой мере связана с христианским православием – это одна из центральных идей нынешней России», – утверждает историк Михаил Ходарковский, профессор университета Лойолы в Чикаго. Ни одна из фигур, включенных в список для переименования аэропортов, не была напрямую связана с православной церковью, но одним из самых горячих сторонников проекта был православный иерарх, известный тесными связями с Путиным.

Ходарковский говорит, что церковь была движущей силой, стоящей за приходом Путина к право-консервативному, традиционному мировоззрению, в котором религия и политика неразделимы. Это создает проблему для почти 30 процентов россиян, которые не считают себя православными христианами. В последние несколько лет Церковь также, судя по всему, восприняла исторические взгляды Путина. Целый ряд новых музеев по всей стране, частично финансируемых РПЦ, обещает рассказывать историю о «создании одной из самых могущественных империй мира».

Несмотря на все подозрения по поводу истинных мотивов организаторов проекта, результаты голосования показали отклонение от кремлевской и церковной концепции, в центре которой была воинская доблесть России. Избиратели в основном предпочли «более мирные варианты», написал во вторник российский журналист Алексей Макаркин. Среди победителей действительно было много генералов, но Макаркин пришел к выводу, что люди хотят «гордиться национальной культурой и наукой». Отчасти оказалось, что российский народ все же смог выбрать результат, который соответствовал его желанию, а не тот, что был навязан Кремлем.

Переименование нескольких десятков аэропортов ни на день не приблизит выход на пенсию. Но, как объясняет Нина Тумаркин, профессор российской истории в Гарвардском университете, «циничная идея» заключается в том, что этот проект может дать россиянам «ощущение свободы выбора», пусть даже всего на два месяца.

Дать обычным гражданам России возможность претендовать на какое-то право «собственности» на российскую культуру – это не обязательно плохо. Но что если это единственная возможность для людей заставить власть услышать свой собственный голос? «Политика символов довольно слаба, – утверждает Нина Тумаркин, – пока реальная политика остается твердой и полностью находится в руках Кремля».


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (1 голосов, среднее: 1,00 из 5)
Loading...Loading...




Комментарии запрещены.