Возможно, Китаю и России и не удастся создать институциональный блок, подобный НАТО, но между ними уже возник союз в традициях ХХ века, направленный против интересов Запада.
В Вашингтоне и Брюсселе господствует точка зрения, что устойчивый и долговременный альянс между Китаем и Россией невозможен. Этому мешает слишком много факторов: взаимная вражда, имеющая долгую историю; пограничные споры, длящиеся с 1680 года; военный конфликт 1929 года, а также серия пограничных столкновений в 1969 году, чуть было не вылившихся в полномасштабную войну.
Помимо этого, многие прогнозируют неизбежное соперничество двух стран по поводу влияния в государствах Средней Азии, а также неуживчивость России, которая, уступая Китая в силе, тем не менее, ни за что не согласится быть младшим партнером в каком бы то ни было союзе. Ей гораздо ближе союз наподобие бывшего Варшавского договора, который, по сути, являлся конгломератом малых государств под советской гегемонией, но никак не «союзом равных».
Нет сомнения, что Россия и Китай никогда не смогут стать союзниками в том смысле, в каком ими являются США и Великобритания, или государства-члены НАТО. Тем не менее, это ничуть не мешает им заключить взаимовыгодное соглашение.
Сейчас, отмечая столетнюю годовщину окончания Первой мировой войны, будет полезно оглянуться назад и вспомнить альянс, заложивший основы для будущего Североатлантического договора. Европейские державы, противостоявшие Центральному блоку, именовались Антантой, что можно перевести «дружеский союз» или «неформальное партнерство».
Действительно, если положить на чаши весов общие интересы России и Китая и их взаимные претензии, то окажется, что нынешнее противостояние двух евразийских держав с Западом является более существенным фактором, чем их историческое недоверие друг к другу.
Первым, и, вероятно, самым важным обстоятельством является то, что ни Россия, ни Китай не представляют существенной угрозы друг для друга. Россия не стремится навязать Китаю свою государственную систему, и наоборот. Любого рода конкуренция двух стран не выходит за рамки естественного соперничества великих держав за территорию и ресурсы. В то же время Запад активно пропагандирует свою демократическую модель как высшую форму общественного устройства, на протяжении многих десятилетий усердно пытаясь навязать свои идеалы всему миру.
Во-вторых, важную роль играет вопрос территориальной целостности. Хотя Россия и Китай имеют протяженную сухопутную границу, эта граница пролегает по отдаленной периферии обоих государств. В то же самое время американские военные базы расположены в опасной близости и от Москвы, и от Пекина. В Европе американские танки размещены в прибалтийских государствах — всего в 500 километрах от Москвы. В Тихоокеанском регионе американский 7-й флот базируется в Японии, не говоря уже о тысячах американских солдат в Южной Корее. Под ударом этих сил вполне может оказаться морское побережье Китая, где сосредоточена большая часть населения и экономического потенциала страны. И Россия, и Китай полагают, что США и их союзники угрожают регионам, стратегически важным для обеих стран.
Это далеко не все точки соприкосновения России и Китая. Оба государства — бывшие империи, пережившие, по их собственному мнению, долгие периоды национального унижения, навязанного им западным миром. Если учитывать это, стремление двух стран к сотрудничеству выглядит вполне закономерным.
Итак, какую же выгоду рассчитывают получить Россия и Китай от этого сотрудничества? Планируют ли они отнять мировое господство у Америки, как многие уверяют? Вряд ли. Элиты обоих государств унаследовали свои взгляды от самой консервативной школы «реальной политики». Цель их партнерства — ослабить гегемонию США и обезопасить свои собственные зоны влияния, что будет способствовать стремительному экономическому росту в этих странах.
Ни Россию, ни Китаю невыгоден полный уход США с большой мировой арены. Обоим предпочтительнее возможность противостоять Америке на равных. Да, Москва и Пекин способны идти на компромисс, особенно по поводу среднеазиатского региона, который традиционно находился под контролем России, но к которому в настоящее время питает растущий интерес Китай, рассматривая Среднюю Азию как объект своей международной инициативы «Один пояс — один путь». Однако, нынешние договоренности российско-китайской Антанты по Средней Азии — возможно, еще не предел. Обе страны смогут выиграть, вкладывая инвестиции в Среднюю Азию, а сотрудничество в вопросах обеспечения безопасности региона и противодействия терроризму позволит сохранять в среднеазиатских странах политические режимы, дружественные Москве и Пекину. Присутствие в этом регионе также позволит сдерживать джихадистскую угрозу, вызывающую беспокойство и у России, и у Китая.
Похоже, Россия и Китай уже получают первые дивиденды от сотрудничества. Военные обеих стран проводят регулярные совместные учения. Самыми заметными из них за последнее время стали «Восток-2018», в которых приняли участие 3,5 тысячи китайских военных. Сотрудничество в вопросе инвестиций развивается не такими быстрыми темпами, как в военной сфере. Однако, обе страны демонстрируют стремление сосредоточиться на экономическом развитии своих регионов, прилегающих к их общей границе. В сентябре 2018 года заявлено о создании Российско-китайского делового совета. Этот масштабный проект предполагает инвестирование обеими странами 100 миллиардов долларов в совместные проекты.
Безусловно, двум странам не избежать разногласий. Учения «Восток-2018» были слегка подпорчены тем, что во время их проведения китайский разведывательный корабль вел наблюдение за российскими кораблями. В российских государственных СМИ появился ряд критических публикаций по поводу китайских истребителей J-15, при создании которых использовались технологии, приобретенные у Украины. Однако, эти недоразумения не должны заслонять общей картины: обе нации сталкиваются с общей проблемой безопасности своих восточных и западных границ. Эта проблема усугубляется в связи с введением США санкций против России и пошлин на китайские товары. Даже если Россия и Китай не могут полностью доверять друг другу, они способны увидеть, что в данный момент их интересы совпадают, и это дает импульс укреплению российско-китайской Антанты.
Чем очевиднее будет недружелюбное отношение США и Европы к России и Китаю, тем активнее оно будет подталкивать эти две страны к сближению, и разрушить их союз будет всё труднее. В период 1972-1990 стратегия США по отношению к СССР и Китаю заключалась в сохранении паритета в силах. В то время обеим государствам гораздо выгоднее было идти на сближение с Америкой, чем друг с другом. Однако, за прошедшие десятилетия ситуация изменилась. Вопрос «Возможен ли союз между Россией и Китаем?» уже неактуален. Стоит задуматься, не создан ли уже такой союз и насколько мощным он может быть.