Новый военный бюджет США фокусируется на Китае и только на Китае

Китайские бомбардировщики. Китайские гиперзвуковые ракеты. Китайские кибератаки. Китайское противоспутниковое оружие.

Подпись к изображению: Военные делегаты Всекитайского собрания народных представителей расходятся после встречи в пекинском здании парламента 4 марта, за день до начала очередной сессии Собрания

Проект бюджета Пентагона на 2020 год, в значительной степени, основывается на угрозах национальной безопасности, которые исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн уложил всего в три слова: «Китай, Китай, Китай».

На сегодняшний день США продолжают вести небольшие войны против исламских экстремистов, да и Россия по-прежнему вызывает серьёзную обеспокоенность. Однако Шэнахэн пытается сместить основное внимание военных на проблему, которую он считает более насущной с точки зрения безопасности. Это стремительный рост военной мощи Китая.

Именно такую тему Шэнахэн осветил в четверг, когда представлял сенатскому Комитету по вооружённым силам проект оборонного бюджета на 2020 год. Правда, этот вопрос конкурирует за внимание законодателей с более узкими и насущными проблемами, такими как стремление президента Дональда Трампа использовать вооружённые силы для строительства пограничной стены. По крайней мере, этому вопросу в ходе слушания уделялось больше времени, чем какому-либо аспекту внешней политики, включая конфликт в Сирии и военное соперничество с Китаем, Россией или Северной Кореей.

Вряд ли можно сказать, что предшественники Шэнахэна на этом посту не беспокоились насчёт Китая. Некоторые из них проводили политику, которую администрация Обамы назвала «поворотом» в сторону Азии, сфокусированную, в первую очередь на Китае. Но Шэнахэн видит в этом всё более острую проблему, которая выходит за рамки традиционных пределов военного потенциала и узкопартийных приоритетов.

«Мы слишком долго игнорировали этот вопрос», – заявил он сенаторам.

«Китай агрессивно модернизирует свои вооружённые силы, систематически ворует достижения науки и техники, стремится достичь военного преимущества с помощью стратегии объединения гражданских и военных компонентов», – написал Шэнахэн в докладе Комитету, который рассматривает бюджет Пентагона в размере 718 миллиардов долларов, разработанный частично для противодействия энергичным действиям Китая.

Например, 25 миллиардов долларов, которые Пентагон предлагает потратить на ядерное оружие в 2020 году, отчасти предназначаются для того, чтобы не дать Китаю возможность обойти США. На сегодняшний день китайский арсенал намного меньше американского, но неумолимо растёт. Шэнахэн также сообщил, что Китай разрабатывает ядерный бомбардировщик большой дальности, который, в случае успеха, позволит Китаю стать третьей в мире страной (после Соединённых Штатов и России), обладающей ядерным оружием воздушного, морского и наземного базирования.

Кроме того, Шэнахэн выделил ряд других китайских достижений. В частности, он отметил гиперзвуковые ракеты, против которых США имеют ограниченную оборону; космические запуски и другую деятельность в этом направлении, что может позволить Пекину вести войны в космосе; «систематическое похищение» технологий у США и их союзников, а также милитаризацию объектов в Южно-Китайском море.

Бонни С. Глейзер, директор проекта «Китайская мощь» в Центре стратегических и международных исследований, отмечает, что США не хватает эффективных стратегий для конкуренции с Китаем в широком масштабе. Причём, по мнению эксперта, меры, о которых говорит Шэнахэн, уже запаздывают. Вашингтон, полагает она, несколько промедлил в таких областях, как противодействие региональным амбициям Пекина, к которым относятся действия по установлению полного контроля над Южно-Китайским морем, хотя ряд других стран не согласны с этим.

Правда, некоторые эксперты в области обороны считают, что Шэнахэн и Пентагон преувеличивают китайскую угрозу.

«Думаю, стоит задаться вопросом, что же именно является угрожающим в действиях Китая», – прокомментировал Кристофер Пребл, вице-президент по оборонным и внешнеполитическим исследованиям в Институте Катона. Надо отметить, Пребл не игнорирует Китай как проблему безопасности, в том числе в Южно-Китайском море. Однако он сомневается, что вооружённые силы США являются тем институтом, который наилучшим образом подходит для решения таких невоенных проблем, как кибер-вторжения в американские коммерческие сети.

По мнению Пребла, конкуренция с китайцами находится, в основном, вне военной сферы. «Я до сих пор не согласен с тем, что природа угрозы настолько серьёзна, насколько это преподносится», – отметил он, добавив, что на сегодняшний день есть тенденция к её преувеличению.

Напомним, на своём прежнем посту заместителя министра обороны Шэнахэн и первый министр обороны, назначенный президентом Дональдом Трампом, Джим Маттис, разработали стратегию национальной обороны, которая поставила Китай на первое место в списке проблем.

Как заявляется в данном немаловажном документе, Китай продолжает стремиться к лидерству, как экономическому, так и военному, утверждая свою силу при помощи общенациональной долгосрочной стратегии. В процессе этого Пекин осуществляет программу военной модернизации. В ближайшей перспективе она нацелена на достижение региональной гегемонии в Индо-Тихоокеанском регионе; в долгосрочной – на смещение Соединённых Штатов с позиций глобального лидера.

Это в некоторой степени объясняет, почему США тратят миллиарды долларов на космические исследования, куда можно отнести средства защиты спутников от потенциальной атаки со стороны Китая и создание гиперзвуковых ракет, чтобы опередить разработку гиперзвукового оружия в Китае и России.

Это также позволяет понять некоторые соображения, стоящие за подготовкой к досрочному списанию авианосца «Гарри Трумэн». Это делается в рамках стратегии, которая рассматривает авианосцы как менее важный актив в будущем вооружённом конфликте с участием Китая.

Подобные мысли о необходимости противодействия Китаю распространены во всей американской армии. Так, генерал Томас Вальдхаузер, глава Африканского командования вооружённых сил США, заявил в прошлом месяце, что минувшей осенью десятки руководителей африканских государств были приглашены в Пекин с целью рассмотрения вопроса о миллиардных китайских займах и грантах. Кроме того, как сообщил Вальдхаузер, Поднебесная строит в Африке железные дороги протяжённостью в тысячи миль, главным образом, связанные с китайской добычей полезных ископаемых. По его словам, Пекин активно инвестирует в Африку и развил там бурную деятельность.

Генерал Кёртис Скапаротти, глава Европейского командования Вооружённых сил США, на прошлой неделе заявил Конгрессу, что Китай посягает также и на Европу.

«Китай стремится обеспечить доступ к стратегическим географическим объектам и секторам экономики посредством участия в финансировании портов, авиакомпаний, отелей и ресурсоснабжающих организаций, обеспечивая при этом источник капитала для переживающих не лучшие времена европейских экономик», – отметил Скапаротти.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий