США не согласны со своим давним союзником Турцией по множеству вопросов, однако окончательное решение Анкары продолжать процесс приобретения российских С-400 стало главным фактором, стоящим за нынешней коррекцией курса. Об этом многое уже написано, но достаточно сказать, что технологический и интеллектуальный риск того, что военные одновременно будут эксплуатировать самый современный истребитель Америки и самую современную систему ПВО России, чрезвычайно высок. Предположительно, это дало бы россиянам беспрецедентное знание о системах, возможностях и эксплуатационных концепциях F-35.
Для Кремля новость о том, что США приостанавливают значительную часть участия Турции в программе F-35, в том числе потенциально довольно прибыльное включение в программу аэрокосмической и оборонно-промышленной базы Турции, оказалась как нельзя кстати. Россия сейчас агрессивно и очень громко пытается найти нового экспортного партнера для своего истребителя Су-57 после того, как Индия отказалась от участия в программе.
Россия, чьи вооруженные силы все больше нуждаются в деньгах, не может позволить себе эти самолеты в больших объемах, и ей потребуется внешний источник дохода для достижения экономии за счет масштаба. Даже уже начатое производство может оказаться под вопросом без экспортного клиента.
Турция намеревалась купить 100 F-35-х. Таким образом, это был один из крупнейших клиентов на это изделие. Если бы Россия смогла обеспечить такой объем заказа для своего Су-57, это было бы огромным облегчением для переживающей трудности программы, и позволило бы России купить больше самолетов, чем тот десяток, что у нее есть в настоящее время, и еще около десятка под заказ.
Также Россией возможна прямая передача технологий. Турция посчитала бы это чрезвычайно привлекательным, поскольку продолжает работать над собственным самолетом 5 поколения — TF-X, который, как говорят, может быть создан в лучшем случае в 2030 годах.
Помимо всего прочего, Су-57 или даже комбинация Су-57 и Су-35 могли бы быть напрямую интегрированы в единую систему с ПВО С-400.
Мы должны подчеркнуть, что Су-57 это не F-35, но у него есть некоторые уникальные особенности, которые делают его грозным истребителем, если принимать в расчет что все что о нем говорится, соответствует действительности. В настоящее время в Турции летают на двух типах американских истребителей. Страна продолжает эксплуатировать устаревшие фантомы F-4, которые нуждаются в замене, и является одним из крупнейших мировых эксплуатантов F-16 Viper.
Говорят также, что Россия рассматривает Китай в качестве возможного экспортного покупателя для своего условного Су-57Е. Для Пекина это стало бы озадачивающим выбором, поскольку у страны уже есть два истребителя-невидимки, один из которых уже стоит на вооружении. Но Китай все равно может быть готов купить партию самолетов. В прошлом они делали подобные приобретения, например, покупку Су-35, клоны которого уже стояли у них на вооружении. Если Россия готова поделиться критически важными технологиями создания двигателя, где Китай по-прежнему отстает, в результате чего страдает их аэрокосмическая программа, то это может подтолкнуть Пекин к тому, чтобы стать эксплуатантом Су-57Е.
Есть даже проблеск надежды на то, что Индия вернется к столу переговоров и присоединится к программе после потери Миг-21 во время нашумевшей воздушной стычки с Пакистаном, которая произошла в конце февраля.
Таким образом, Турция для России могла бы стать очень интересной возможностью для экспорта Су-57, если страна продолжит отдаляться от США и своих союзников по НАТО. Это также поможет Москве углубить разрыв между НАТО и одним из ее самых влиятельных государств-членов.
Ясно, что США готовятся к эпохе, когда Турция больше не считается близким союзником, когда больше нельзя будет использовать воздушное пространство и авиабазы Инджирлик в качестве плацдарма для военных операций в регионе.
Например, в планах Америки резко расширить использование своих авиабаз в Иордании. Но логистика — только часть лавины проблем, которые может вызвать Турция в качестве несоюзника, крупнейшая из которых связана с будущим членством страны в альянсе НАТО.