Самолёт F-35 корпорации Lockheed Martin, самый дорогостоящий в мире проект по разработке оружия, оказался ещё более затратным.
Подпись к изображению: Сейчас стоимость этой программы увеличилась до 1,624 триллиона – Lockheed высасывает соки Империи сильнее, чем Вьетконг
Capt. Andrew “Dojo” Olson, F-35 Heritage Flight Team pilot and
commander performs a high-speed pass in an F-35A Lightning II during the Bell Fort
Worth Alliance Air Show Oct. 14, 2018, in Fort Worth, Texas. Equipped with the largest
single-engine ever built into a fighter aircraft, the F-35 is capable of
reaching speeds up to 1.6 times the speed of sound. (U.S. Air Force photo by Senior
Airman AlexanderСогласно проводимой Пентагоном ежегодной оценке расходов на крупные проекты, суммарная стоимость исследований и закупок увеличилась на 22 миллиарда долларов с поправкой на инфляцию. Согласно прогнозам, затраты на эксплуатацию и обслуживание парка истребителей, рассчитанные более чем на шесть десятилетий, выросли почти на 73 миллиарда долларов и составили 1,196 триллиона.
Как утверждается в недавнем отчёте Министерства обороны о выборочных закупках некоторых позиций (Selected Acquisition Report – SAR), направленном Конгрессу на прошлой неделе, увеличение расходов на приобретение с 406,2 миллиарда долларов до 428,4 миллиарда (что составляет примерно 5,5 процента) не связано с низкими результатами работы, задержками или чрезмерными затратами на рабочую силу или материалы.
Напротив, рост обусловлен тем, что в документе впервые учтена смета текущих расходов на основной набор обновлений, запланированных в будущих модификациях «блока 4»: «Отражение планов относительно блока 4 в базовой линии закупок, а теперь и в SAR, способствует обеспечению полной прозрачности и отражает степень продвижения в модернизации F-35».
Как утверждает управление программы F-35, проект «остаётся в пределах допустимых затрат, в рамках графика работ и пороговых значений производительности; программа устойчиво реализуется». При этом управление «стремится к обеспечению экономически эффективного боевого потенциала во всех областях программы».
Однако долгосрочная смета расходов на эксплуатацию воздушного флота, охватывающая период с 2011 по 2077 год, вызывала споры даже до появления недавнего независимого прогноза Пентагона об увеличении расходов до 1,196 триллиона долларов. В противоположность этому, последняя оценка управления программой разработки F-35 снизилась примерно на 8,5 миллиардов долларов и составила 1 триллион.
Ожидается проверка
Прогнозируемое увеличение, вероятно, будет тщательно изучено законодателями, а также главой Пентагона по закупкам Эллен Лорд и исполняющим обязанности министра обороны Пэтом Шанаханом, поскольку они настаивали на том, чтобы управление программой и компания Lockheed сократили проектные работы и эксплуатационные расходы.
Возможным указанием на присутствующую обеспокоенность может стать тот факт, что предлагаемый бюджет Пентагона на 2021 финансовый год предусматривает расходы на 81 единицу F — 35, то есть на 17 самолётов меньше, чем планировалось ранее, согласно SAR.
«По текущим оценкам, прогнозируемые расходы по техническому обеспечению F-35, основанные на запланированном росте флота, создадут сложности для будущих операций по обслуживанию и обременят бюджеты технической поддержки», – говорится в отчёте. Кроме того, корпорации Lockheed «следует приступить к столь необходимым работам по повышению управляемости цепочками поставок, оптимизировать очерёдность по всей цепочке поставок запасных частей и серийных деталей», а также предоставить Пентагону права доступа к данным о некоторых программных продуктах, использующихся на F-35.
Мнение компании Lockheed
Кэролин Нельсон, пресс-секретарь филиала Lockheed, расположенного в городе Бетесда штата Мэриленд, заявила в своём электронном письме, что подрядчик «предпринимает активные действия по наращиванию объёмов в цепочках поставок, советующему снижению затрат и повышению доступности деталей, чтобы способствовать снижению эксплуатационных расходов и обеспечению боевой готовности».
По её словам, в рамках достижения поставленных целей основной американский оборонный подрядчик проводит тендеры в рамках цепочек поставок, реструктуризацию контрактов с поставщиками, согласование закупок запасных частей, повышение надёжности деталей и ускорение доработок более ранних самолётов. Кроме того, с 2015 года компания «сократила свою долю ежегодных затрат на самолёт на 15 процентов и продолжает искать пути снижения расходов», отметила Нельсон.
США по-прежнему планируют закупить 2456 реактивных самолётов в разных вариациях: 1763 для ВВС, 420 для морской пехоты и 273 для ВМФ, причём в общую сумму не включены расходы на возможные поставки иностранным государствам, оцениваемые более чем в 700 единиц.