Обострение Трампом торговой войны укрепляет дружбу между Путиным и Си

Нынешние тревожные события могут оказаться самым глубоким геополитическим сдвигом со времён окончания холодной войны. Китайский лидер Си Цзиньпин и его российский коллега Владимир Путин продолжают углублять стратегическое взаимодействие своих стран, в то время как разделённые Атлантическим океаном демократические страны, долгое время поддерживающие союзные отношения, всё сильнее отдаляются друг от друга.

В основе российско-китайских отношений лежит понимание, которое царит между Путиным и Си, результатом чего явился вал экономических и дипломатических соглашений – и это в то время, когда торговые переговоры между США и Китаем терпят явное фиаско. В ходе состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции заместитель министра иностранных дел Чжан Ханхуэй заявил, что Россия и Китай намерены выпустить ряд совместных коммюнике, которые выведут отношения между странами на новый уровень. Напомним, прошлый год ознаменовался ростом торговых оборотов на 24,5 процента и достиг рекордных 108 миллиардов долларов.

Отражая усилившееся неприятие Пекином позиции Вашингтона, Чжан заявил, что Россия и Китай займутся решением проблем, связанных с «внешними вызовами», чтобы обеспечить себе безопасность и развитие. «Мы решительно возражаем против самовольного применения мер тарифного и протекционистского характера, – отметил он. – Намеренное провоцирование торговых споров – это экономический терроризм, экономическая гегемония и экономический шовинизм».

Общепринятая точка зрения сводится к тому, что какие бы то ни было опасения по поводу потенциального российско-китайского альянса, угрожающего интересам США, являются преувеличением – слишком уж глубоки недоверие и неприязнь, исторически укоренившиеся в российско-китайских отношениях, да и масштабную экономическую и военную асимметрию нельзя сбрасывать со счетов.

Однако с этим согласны далеко не все. «Подобные закостенелые представления больше не работают», – пишут эксперты Андреа Кендалл-Тейлор и Дэвид Шуллман на страницах Foreign Affairs. По их мнению, отношения между Пекином и Москвой достигли гораздо больших глубин, чем можно было предполагать ранее. Более того, «совместные действия этих стран способны нанести значительный удар по интересам США даже без заключения формального альянса».

Таким образом, лидерам западных стран пора отойти от занимаемой сегодня выжидательной позиции и заняться выработкой общих стратегий, касающихся того, как отвечать на эти углубляющиеся отношения и противодействовать возникающим угрозам. Не менее важно содействовать тому, чтобы Россия и Китай перестали проявлять солидарность в противостоянии интересам западных стран.

«Этот альянс, если он утвердится, перевернёт обстановку на мировой арене, – пишет на страницах Politico бывший португальский министр по делам Европы Бруно Масас. – Представьте себе какой-либо международный кризис, в котором Россия и Китай внезапно выступят единым блоком… Психологически, в сознании Запада, подобная ситуация объединит страх, связанный с Россией, с кажущейся неуязвимостью Китая».

«Это означало бы появление совершенно нового мира, который вполне может стать реальностью», – подчеркнул бывший чиновник.

Ранее углубление российско-китайских отношений тормозилось двумя факторами. С одной стороны, свою роль играло нежелание Пекина слишком сильно дистанцироваться от Вашингтона; с другой – опасения России по поводу явного перевеса Китая, особенно в сфере экономики, что могло оставить ей роль младшего партнёра.

Однако сегодня в Пекине нарастает понимание того, что противостояние с США растянется на десятилетия. В результате, неприятие укрепления отношений с Москвой снижается, подстёгивая исследование областей, представляющих общий интерес. Помимо этого, Китай ценит военные технологии и дипломатическое влияние России, хотя и осознаёт наличие экономических и структурных проблем Москвы.

Углубление российско-китайского внешнеполитического сотрудничества скажется на многих аспектах – от Арктики до Ближнего Востока, от Северной Кореи до Венесуэлы.

В данной ситуации не может не удивлять стремительное признание Москвой роли младшего партнёра, учитывая, что не так давно лидером в этих отношениях была она. На протяжении всей холодной войны коммунистический мир возглавляла именно Москва; ещё в 1990 году российская экономика превосходила китайскую. Однако на сегодняшний день китайский ВВП превышает российский в восемь раз – и этот разрыв только увеличивается, учитывая разницу в ежегодных темпах роста (более 6 процентов и менее 2 соответственно).

Стратегия национальной безопасности администрации Трампа в значительной степени сосредоточена на новом витке соперничества между крупными державами. Тем не менее, американские власти не задумываются, как нужно реагировать на то, что против США объединятся два их основных соперника – причём действуют они энергично и направленно, задавшись стратегической целью, чего не наблюдается в Вашингтоне.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий