Какими будут отношения Соединенных Штатов с Россией и Китаем, когда 46-й президент вступит в должность в 2025 году? Давайте попробуем вообразить, что мы уже в 2025-м. Четыре нынешние горячие точки – Иран, Сирия, Венесуэла и Северная Корея – продолжают свое сопротивление диктату Вашингтона, и им это удается более или менее успешно.
Вся территория Сирии уже находится под контролем официального режима в Дамаске. Иран сумел создать достаточное количество средств сдерживания, чтобы не опасаться прямого военного вторжения. Пхеньян продолжает вести переговоры с Вашингтоном, а параллельно этому процессу медленно продвигается другой – воссоединение двух частей Корейского полуострова. В Венесуэле все еще продолжается боливарианская революция.
Путин готовится покинуть пост президента Российской Федерации после 25 лет руководства страной. А его китайскому коллеге Си Цзиньпину остается еще несколько лет президентства. Вашингтон пребывает в ожидании нового лидера, который, с огромной долей вероятности, будет полной противоположностью президенту Трампу.
А теперь давайте подумаем о том, что было и еще будет «демонтировано» Трампом в системе международного порядка за годы его правления. Список немалый, даже если перечислять только самое главное: приостановление действия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) и явное намерение не продлевать договор СНВ-III (о сокращении стратегических наступательных ядерных вооружений), размещение войск на российской границе в Эстонии, санкции, тарифы и экономический терроризм во всех его формах и видах.
Целесообразно задать себе вопрос, какова вероятность того, что следующий президент США захочет и сможет улучшить отношения с Россией и Китаем, а также принять идею многополярного мирового порядка. Ответ на этот вопрос – ноль процентов. Трамп резко увеличил объем военных расходов, постоянно произнося дифирамбы в адрес военно-промышленного комплекса и обещая модернизировать ядерный потенциал страны. Однако, есть одна деталь, о которой ведущие американские СМИ предпочитают даже не упоминать: такая модернизация может занять два десятилетия, прежде чем она будет завершена.
Судя по всему, Россия, Китай и Соединенные Штаты в равной степени привержены идее дальнейшей милитаризации, причем Москва и Пекин придают первостепенное значение защите своих стратегических интересов перед лицом американской агрессии. Пекин в ближайшие годы сосредоточится на строительстве максимально возможного числа авианосцев, необходимых ему для защиты своих морских границ. Москва, со своей стороны, стремится прежде всего обезопасить свое небо от ракет и самолетов-невидимок НАТО. Дело в том, что наземная кампания против России, как учит нас история, имеет крайне мало шансов на успех.
Следует принимать во внимание, что у Америки, России и Китая больше не будет никаких ограничений в сфере производства ядерных вооружений после того, как в 2025 году истечет срок действия договора СНВ-III (учитывая отсутствие каких-либо переговоров о его пролонгации). Эту и без того тревожную ситуацию дополнительно осложняет растущая приверженность Соединенных Штатов пагубной доктрине превентивного ядерного удара.
В 2016 году я написал статью, в которой исключил возможность ядерной войны, назвав эту идею абсурдной и невозможной. И хотя с тех пор в мире многое изменилось, мое мнение остается прежним. Несмотря ни на что, я изо всех сил пытаюсь понять, что можно сделать сегодня, чтобы избежать такого исхода, в то время как Соединенные Штаты продолжают свой курс на конфронтацию с Китаем и Россией.
По всей видимости, Дональда Трампа не привлекает перспектива уйти в историю как президент, ответственный за ядерный Армагеддон. А как насчет следующего президента США? «Глубинное государство», тайный политический класс, контролирующий американскую политику, несомненно, может поставить на эту должность человека, который найдет оправдание для лобового военного столкновения с Москвой и Пекином.
В своих надеждах на то, что человеческая цивилизация не завершит в ближайшее время свое существование, превратившись в ядерный пепел, мы вынуждены прежде всего полагаться на хладнокровие и лидерские качества тех людей, которые придут на смену Владимиру Путину в России и Си Цзиньпину в Китае (впрочем, пока неясно, когда последний покинет свой пост).
Только те немногие, кто прилагает усилия, чтобы быть в курсе событий, способны оценить выдержку и терпение, которые проявляют и будут проявлять лидеры Китая и России перед лицом постоянных провокаций со стороны Соединенных Штатов. Но что произойдет, когда эти два уравновешенных президента покинут свои посты, и средства для нанесения сокрушительного удара по США останутся в руках их преемников? Сумеют ли эти люди сохранить хладнокровие в условиях продолжающихся провокаций Вашингтона?
Очевидно, что Москва продолжит развертывание всех видов гиперзвукового оружия, которое нынешние американские средства ПРО не в состоянии перехватить, а также будет располагать сотней современных истребителей Су-57. У Китая будет примерно шесть-семь авианосцев, каждый из которых будет иметь эскорт из многочисленных эсминцев, оснащенных 112 системами вертикального пуска, гиперзвуковыми ракетами и противоспутниковыми электромагнитными пушками.
Зенитно-ракетные системы С-500 будут разбросаны по всей России (и, вероятно, также развернуты в Китае и Беларуси) и оснащены гиперзвуковыми ракетами-перехватчиками. В дополнение к обычным средствам сдерживания, ядерный потенциал Китая и России уже сегодня способен стереть Соединенные Штаты с лица земли в считанные минуты.
Остается надеяться на то, что до 2025 года Путину и Си Цзиньпину удастся избежать вооруженного конфликта с Соединенными Штатами благодаря своей мастерскому применению дипломатических, экономических, а зачастую и военных средств, и сохранить свою сдерживающую роль, которая в корне отличается от той роли, что играет Запад. Любопытно, что именно эту сдержанную политику Москвы и Пекина на Западе часто называют экстремистской, попросту не понимая их подхода.
Давайте представим себе, что напряженность в отношениях между этими тремя великими державами будет постоянно нарастать на протяжении ближайших пяти лет такими же темпами, как это было в течение последнего десятилетия. Как будут себя вести политические элиты России и Китая? А что если в этих странах к власти придут непримиримые лидеры, готовые жестко ответить на американские провокации?
Вашингтон продолжает неумолимо терять свой вес и влияние по сравнению с другими странами. Это является результатом формирования новой многополярной реальности, которая заключается выравнивании геополитического статуса различных центров силы на глобальной шахматной доске.
Во имя будущего человечества, нам следует надеяться, что это падение роли Вашингтона в мире до такой степени ускорится за годы президентства Трампа, что следующий президент будет вынужден сосредоточиться на внутренних проблемах страны. Достижение этой критической точки потребует обвала мировой экономики, в центре которой стоит американский доллар. Однако, это уже другая история, которая также может привести к кровопролитию.
Часть американского «глубинного государства» высоко ценит усилия Трампа по оживлению военной индустрии. В сущности, он предоставил военным подрядчикам полный карт-бланш. Кроме того, Трамп ведет финансово-экономическую атаку на союзников и соперников Америки, которая, по всей видимости, представляет собой попытку выжать последние капли из сохраняющегося преимущества мировой экономической системы, основанной на долларе, прежде чем она рухнет
Порой кажется, что долгосрочный план американских элит заключается в том, чтобы спровоцировать вооруженный конфликт между великими державами, одержать в нем победу, а затем создать на обломках старой системы новый глобальный финансовый порядок.