Морское сотрудничество между Ираном и Россией путает планы Запада

В середине июня администрация Трампа обвинила Иран в нападениях на танкеры, проходящие через Ормузский пролив, придавая ещё большую агрессивность своим и без того воинственным выступлениям в адрес Тегерана на фоне наращивания военного присутствия вокруг страны. Напомним, на Ормузский пролив приходится 20 процентов всех танкерных перевозок нефти.

Стремясь воспрепятствовать возможным нападениям со стороны западных стран, Иран приступил к поиску союзников и в частности, обратился за поддержкой к России, против которой в своё время также были введены жёсткие санкции.

В последних числах июля командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хоссейн Ханзади посетил Санкт-Петербург в связи с празднованием Дня военно-морского флота России. Впоследствии Ханзади сообщил, что Россия и Иран заключили соглашение о военно-морском сотрудничестве и что их флоты проведут совместные учения в Персидском заливе. Это событие представляет большую важность, учитывая усиление напряжённости в регионе – сам Ханзади назвал данную договорённость «поворотным моментом» в оборонном сотрудничестве между Тегераном и Москвой.

Остроты ситуации добавила неподтверждённая информация о том, что в рамках двустороннего соглашения Россия намерена использовать иранские порты Бандар-э-Бушер и Чабахар в качестве передовых военных баз. Сообщалось, что они укомплектуются боевыми кораблями и атомными подводными лодками, охранять которые будут сотни «военных советников», на самом деле являющихся бойцами спецподразделений.

Таким образом, на фоне нарастания трений между Ираном и западными странами (в основном, США и Британией) Тегеран обретает важного союзника в лице Москвы – присутствие её военно-морских сил окажется нешуточным препятствием на пути возможных наступательных военных операций.

Ранее российский флот выходил в Индийский океан для участия в операциях по борьбе с пиратами у побережья Сомали. Однако нынешние планы повлекут за собой значительные перемены в одной из самых неспокойных морских зон, поскольку они способны уравновесить силы 5-го морского флота США, базирующегося в Бахрейне.

Надо отметить, в действительности у Вашингтона имеются возможности воспрепятствовать сближению Тегерана и Москвы. Для этого США необходимо смягчить политику в отношении Ирана: признать действующей ядерную сделку 2015 года, постепенно снять санкции и оказать содействие налаживанию отношений между Ираном и другими странами Персидского залива. Посредством таких мер можно снизить накал ситуации в регионе и тем самым ограничить возможности России усиливать своё влияние. Правда, переход к подобному умеренному курсу выглядит не особенно вероятным, принимая во внимание могущество сторонников жёсткой внешнеполитической линии в администрации Трампа.

Между тем, Тегеран не останавливается на достигнутом и продолжает поиск региональных союзников. Иранский президент Хасан Рухани провёл телефонные разговоры со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, премьер-министром Пакистана Имраном Ханом и катарским эмиром Тамимом бин Хамадом аль-Тани. В ходе этих бесед Рухани говорил о том, что важнейшей целью иранской внешней политики выступает обеспечение безопасности в Персидском и Оманском заливах.

Надо отметить, усилия Ирана имеют определённый успех – региональная поддержка его позиций возрастает. Несколько дней назад иракское издание Alsumaria News сообщило о том, что власти Ирака разрабатывают проект предложения для других арабских стран по обеспечению безопасности судоходства в Персидском заливе и недопустимости появления вооружённых сил других государств.

Действия Багдада говорят о том, что, судя по всему, многие ближневосточные страны предпочитают разрешать региональные конфликты на местном уровне, а не следовать внешним указаниям, чего бы там ни желали вашингтонские «ястребы».

 

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий