Старый лозунг советской эпохи «Руси-хинди бхай бхай» («русские и индийцы – братья»), посвящённый стратегическому сотрудничеству между Россией и Индией, по-видимому, снова набирает силу. В преддверии визита премьер-министра Нарендры Моди на Восточный экономический форум, который он посетит в качестве почётного гостя по приглашению Владимира Путина, отношения этих великих держав выходят на новый уровень.
В последнее время озвучивается вполне достоверная информация о том, что Москва и Дели намерены наделить официальным статусом морской коридор Владивосток-Ченнай (МКВЧ). Если этот сценарий действительно реализуется, он послужит основой для придания многогранности российскому повороту к Азии, позволяя обойти сегодняшнюю зависимость от Китая – Россия, как и Индия, весьма болезненно реагирует на чрезмерное увеличение роли какого-либо единственного партнёра. Москва и Дели ускоренно восстанавливают свои исторические отношения после затянувшегося перерыва, наступившего с окончанием холодной войны, стремясь «уравновесить» влияние других великих держав (в данном случае, Китая) в складывающемся многополярном мировом порядке.
МКВЧ представляет собой идеальное воплощение подобной стратегии, поскольку он экономически выгоден и потому не вызовет настороженности у Китая. Схема довольно проста – она состоит в том, что российские ресурсы с Дальнего Востока и из Арктики будут поступать через Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское и Андаманское моря в Бенгальский залив. В основе проекта лежит энергетика, но он может расшириться и на другие секторы.
Не исключено, что со временем к этой программе подключится Япония, которая наряду с Индией выступает разработчиком Азиатско-африканского коридора роста, который, по сути, предназначен для заполнения сегментов, оставленных за рамками китайской инициативы «Один пояс, один путь». В некотором смысле эти проекты составят конкуренцию друг другу.
Возвращаясь к МКВЧ, нужно сказать, что и Москва, и Дели смогут использовать его как обоснование для расширения военно-морского влияния в Индо-Тихоокеанском регионе посредством установления регулярного патрулирования этого маршрута. С конца прошлого года ходили слухи о том, что Россия и Индия заинтересованы в подписании соглашения, подобного Меморандуму о согласии по логистическому обмену, который действует между Дели и Вашингтоном.
Если подобная договорённость будет достигнута, Россия получит шанс «вернуться» в Индийский океан. В свою очередь, Индия сможет добиться регулярного военного присутствия в Японском море, противопоставляя «зеркальный ответ» аналогичным действиям Китая в Индийском океане (эту стратегию Поднебесной называют «Нить жемчуга»). С точки зрения Москвы, этот аргумент придаёт особую стратегическую привлекательность данному соглашению, поскольку он будет способствовать «уравновешиванию» Китая – к тому же косвенным неагрессивным способом, существование которого всегда можно «правдоподобно опровергнуть». Подобный сценарий станет также сбывшейся индийской мечтой, поскольку в сигналах, отправляемых Дели и вовнутрь, и вовне страны, особое внимание уделяется символике – такова её политическая культура.
Не исключено, что активный интерес, проявляемый Индией к инвестированию в российский Дальний Восток, частично объясняется стремлением «подсластить сделку» и проложить дорогу договору о логистике. Если смотреть со стратегической точки зрения Индии, появление регулярных «патрулей, обеспечивающих свободу судоходства» вдоль МКВЧ усилит её присутствие в Южно-Китайском море, а также создаст предпосылки для наращивания военно-морского влияния у восточных берегов Китая. Разумеется, это не будет играть сколько-нибудь важной роли в военном смысле, зато даст в руки Индии символический рычаг воздействия на США и Китай.
Возвращение «братского» доверия между Россией и Индией приведёт к усилению их роли на международной арене, в результате чего обе страны могут получить долгосрочную выгоду. Тем не менее, нужно понимать, что все эти грандиозные проекты зависят от успешного формирования МКВЧ.