Второго сентября, российские государственные СМИ процитировали слова министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, который после встречи со своим коллегой Сергеем Лавровым заявил, что Иран приветствует предложение русских по обеспечению безопасности Персидского залива и что Россия и Иран планируют провести совместные военно-морские учения. Об этом было объявлено через 5 дней после того как министр обороны США Марк Эспер заявил что операция коалиции нескольких стран под предводительством США по обеспечению коммерческого судоходства в заливе «началась». Третьего сентября в прессе также появились сообщения которые указывали на то что Россия может предоставить морские пути в Сирию и Турцию также и для Ирана, поскольку эти маршруты недоступны для санкций США.
Эти известия указывают на то что Россия намерена использовать свои все более тесные отношения с Ираном чтобы разрушить 40-летнюю монополию США в сфере безопасности над заливом. У Ирана в одиночку нет возможностей бросить Вашингтону вызов, но при поддержке России он может начать представлять для Соединенных Штатов существенную угрозу.
Российско-иранский альянс в Персидском заливе может опираться на опыт совместной кампании в Сирии. Путем вмешательства в сирийский конфликт Россия смогла поддержать своего союзника и одновременно восстановить свои позиции ключевого игрока в регионе, потерянные после распада Советского Союза.
Согласившись провести совместные военно-морские учения с Ираном и предоставить свои транспортные маршруты, Россия таким образом подчеркивает свое неприятие политики администрации Трампа по максимальному давлению на Иран. Как и европейские страны и Китай, также являющиеся сторонами т.н. ядерной сделки 2015 года, Россия возражала после отмены сделки администрацией Трампа и введению США вторичных санкций. В мае 2019 года администрация Трампа прекратила режим облегчения санкций, который использовался российскими атомными компаниями для помощи Ирану, который таким образом оставался в пределах установленных ядерной сделкой ограничений по объёмам запасов низкообогащенного урана. Российские фирмы создавали и поставляли ядерное топливо для иранской гражданской АЭС в Бушере, что Трамп пока решил не подвергать санкциям.
От работы в Иране получают существенный доход не только российские атомные компании. Россия является важнейшим поставщиком военного оборудования в эту страну, и в некоторой степени от доходов с продаж Ирану зависят также и российские оружейные фирмы. Эти доходы в настоящий момент скромны и состоят из контрактов на ремонт такого российского вооружения как боевые самолеты Миг-29, танков Т-72 и подводных лодок класса «Кило», купленных Ираном в начале 1990-х годов. С тех пор Иран не проводил перевооружения, а резолюция 2231 Совета Безопасности ООН, в которой закреплено ядерное соглашение, запрещает Ирану импортировать крупные боевые системы до октября 2020 года. ПВО российского производства S-300, которая была поставлена в Иран в 2017 году, стала исключением, поскольку являлась сугубо оборонительной системой. В середине 2016 года тогдашний министр обороны Хоссейн Дехган приезжал в Москву чтобы обсудить новую крупную оружейную сделку, когда истечет срок запрета. Россия желает обеспечить для Ирана возможность накоплений достаточных средств чтобы к тому времени заключить с Ираном подобную сделку.