Нам приходится иметь дело с такой Россией, какая она есть, а не с такой, какой мы хотели бы ее видеть. И наш враг – это не Россия. Если уж на то пошло, наш враг – это собственные заблуждения и страх.
Именно в этом состоит самое яркое впечатление, которое на нас произвела недавняя ознакомительная поездка в Москву, Санкт-Петербург и Крым, организованная Центром гражданских инициатив. Члены нашей делегации посетили многие города по всей России, включая Калининград, Краснодар, Новгород, Оренбург, Пермь, Уфу и Екатеринбург.
На фоне напряженных отношений, связанных не только с конфликтом на Украине, но и с глубоким внутриполитическим расколом в Соединенных Штатах из-за роли России в выборах 2016 года, мы осознавали, что наша миссия ставит нас под угрозу попадания в позорные списки «апологетов Путина». Но мы решили, что стоит рискнуть. Для нас было очень важно найти те точки соприкосновения, где двусторонние отношения можно постепенно улучшить. Мы считали, что враждебные отношения с Россией ставят под угрозу национальные интересы США в области безопасности.
Поездка в Россию позволила нам получить ясную картину довольно неожиданной реакции на наши экономические санкции. Мы убедились на собственном опыте в уважении, которое испытывает большинство россиян к Владимиру Путину, и в том, что ему удалось стабилизировать российскую экономику после трагического развала и упадка девяностых годов. Мы встретились с учеными-ядерщиками и участниками переговоров по контролю над вооружениями, которые разделяли их обеспокоенность по поводу выхода Соединенных Штатов из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) и отсутствия какого-либо дальнейшего взаимодействия в области контроля над вооружениями. Многие люди в России, как молодые, так и пожилые, чувствовали неприязнь к Соединенным Штатам из-за преобладающего в нашем обществе климата русофобии.
Все это не сулит ничего хорошего ни Соединенным Штатам, ни России. В таком случае, каков же выход? Мы считаем, что необходимо предпринять три неотложных шага, если мы хотим защитить детей и внуков от тех бедствий, которые могут обрушиться на них в результате трагической случайности или просчета любой из противоборствующих сторон.
Первый шаг: всячески приветствовать контакты и взаимодействие с российской молодежью
Тем россиянам, кому еще нет тридцати, дороги свобода перемещений и неограниченный доступ к информации, связанные с новой экономической ситуацией в стране. Это то самое молодое поколение, которое американская внешняя политика не имеет права потерять, в то время как все более жесткие санкции убеждают их в том, что Запад заинтересован лишь в подрыве интересов России, а стало быть, в том, чтобы лишить их будущего.
Активный обмен студентами с Соединенными Штатами и Европой мог бы помочь противостоять распространению этого чувства обиды и негодования. Мы обнаружили масштабное снижение количества студенческих и академических программ обмена по всей России. Так, в Иркутске руководители университетов сетовали на то, что некогда активный обмен студентами с Соединенными Штатами полностью прекратился. В Крыму, в Симферопольском университете, декан одного из факультетов рассказал, что ставший уже традиционным обмен с крупным американским университетом был прерван, потому что, помимо санкций, русофобское общественное мнение в США сделало подобные контакты неполиткорректными.
После взаимного массового закрытия консульских учреждений, наше посольство в Москве просто не в состоянии справиться с возросшей нагрузкой и вовремя рассмотреть многочисленные заявления на получение въездной визы. Студенты и ученые вынуждены ждать месяцами, а иногда даже годами, чтобы получить право на поездку в Америку. Это необходимо срочно исправить, если мы не хотим окончательно потерять молодое поколение россиян. Ведь именно они могли бы стать нашими партнерами в будущем, когда отношения нормализуются. Простая дипломатия, взаимное возобновление работы консульств, способствовала бы восстановлению доверия и снижению визового барьера.
Шаг второй: понизить уровень ядерной угрозы и пересмотреть роль НАТО
Реальным шагом к восстановлению доверия среди большинства россиян было бы возобновление переговоров в сфере контроля над вооружениями. Те граждане России, с которыми мы встречались и беседовали, выражали глубокую тревогу по поводу продвижения НАТО к границам их страны и одностороннего выхода Соединенных Штатов из договора о РСМД. Точно так же, как и американские избиратели, россияне чувствуют себя в большей безопасности, когда активный диалог и соглашения о контроле над вооружениями снижают вероятность войны в результате несчастного случая или ошибки в расчетах.
Как минимум, мы должны возобновить взаимодействие с Россией, соблюдая при этом все необходимые меры предосторожности. Мы сегодня не живем в безопасном мире, поскольку НАТО увеличивает численность своих войск на границах России примерно в пять раз, стирается граница между наступательными и оборонительными вооружениями, в новую гонку вооружений втягиваются гиперзвуковые ракеты, подводные ядерные беспилотные аппараты и боевые лазеры дальнего действия. Пришло время вновь вернуться к вопросу о том, как страны НАТО оценивают степень российской угрозы, чтобы восстановить внятную и последовательную позицию. Дело в том, что в последнее время внутри НАТО возникали серьезные разногласия из-за различного восприятия этой угрозы членами альянса. Речь идет о таких ситуациях как закупка Турцией российских вооружений или увеличение зависимости Германии от поставок российского газа в связи с прокладкой нового трубопровода в Балтийском море.
Шаг третий: пересмотреть политику санкций и отношение к Крыму
Во времена холодной войны политика Соединенных Штатов включала отдельные экономические санкции, призванные заставить противников пойти на компромисс, а не сдаться. Так, например, в восьмидесятые годы госсекретарь Джордж Шульц заявил, что санкции, введенные в отношении Польши, направлены против верхушки режима, а не против народа страны. Шульц тогда представил четкую дорожную карту, порядок отмены санкций, в случае если Польша освободит политических заключенных. Эта формула сработала: в конечном итоге санкции были отменены. В ситуации с экономическими санкциями против России, никакого плана и путей выхода из конфликта фактически не предусмотрено.
Чтобы откорректировать наши санкции, прежде всего, мы должны признать, что Крым останется российским. Его население всегда было преимущественно русским – многие из них после завершения службы в Военно-морском флоте остались жить в крупном портовом городе Севастополе и соседних населенных пунктах. Во время недавней поездки мы узнали о том, насколько близко Крым находился к началу гражданской войны на момент референдума в 2014 году, всего за несколько недель до вспышки кровопролития на Донбассе. Жители Крыма идентифицируют себя с исторической борьбой России против вторжения с Запада. В Севастополе мы на каждом шагу сталкивались с монументами, установленными в память об огромных потерях во время нацисткой оккупации Крыма, а также во время вторжения англичан, французов и турок-османов в 1854 году. Нам стало ясно, что народ Крыма не согласился бы отказаться от своей гордости и исторической российской идентичности ради возвращения в состав Украины.
Пора улучшить отношения между Россией и Западом, и для этого необходим политический реализм. В долгосрочной перспективе это принесет пользу, которую не способны принести наши санкции. Настало время действовать.