Нынешнее статус-кво в мире не вселяет ни спокойствия, ни уверенности. Мир напряжен, а естественные человеческие тенденции к гегемонии переключились на более высокую передачу в финальной битве между одно- и многополярниками.
Мир уже находится в состоянии необъявленной войны, сталкивая между собой гигантов Востока и Запада. В это столкновение так или иначе оказываются вовлечены меньшие страны, и в стороне не будет позволено остаться никому.
С политической точки зрения, в Сирии, Украине, Ливии, Йемене, Сомали, Афганистане и т. д. идут войны, которые могут обостриться и куда могут оказаться вовлечены новые противники. Во все большей степени возникают угрозы войны против Северной Кореи, Ирана, Венесуэлы, Кубы и т. д., все из которых легко могут выйти из-под контроля. И наконец, напряженность в отношениях между США, Россией, Китаем, Турцией, Грецией, НАТО, Эфиопией, Египтом и прочими с каждым днем все больше нарастает.
C экономической точки зрения, в данный момент идет торговая война между США и Китаем, продолжаются санкции в отношении России и других стран, и все перегружены непомерными с точки зрения выплаты долгами. Сейчас повсюду становятся очевидными угрозы экономического и финансового краха и/или рецессии.
Что произошло?
Первым событием стала эпидемия COVID-19, расстроившая работу мировой мастерской — Китая, и обнажившая несостоятельность предлагаемой в настоящее время концепции глобализма.
Вторым событием стала размолвка между Россией и Саудовской Аравией о том, как должны определяться цены на нефть.
Саудовская Аравия, уже недовольная постоянным снижением мирового спроса на нефть, поняла, что COVID-19 еще больше усугубляет падение цен. У нее было два варианта; либо уменьшить добычу странами ОПЕК+ больше существующих ограниченией, либо увеличить добычу, чтобы затопить рынок и обрушить цены, таким образом вытеснив с этого рынка США с их сланцевой добычей, что привело бы к сокращению мирового предложения.
Россия, с другой стороны, считает, что сокращение добычи ОПЕК+ неэффективно, особенно в краткосрочной перспективе, а также противоречит ее стратегическим приоритетам. Кроме того, она уже видела, как предыдущие попытки сократить добычу привели лишь к потери ей своей доли рынка американским сланцевым нефтедобытчикам, поэтому больше не хотят повторять своих ошибок. Кроме того, по ее оценкам, американские сланцевики не просто финансово слабы, они буквально банкроты, или близки к этому, и сейчас подходящее время чтобы нанести им сокрушительный удар, который Саудовская Аравия предприняла несколько лет назад, особенно в свете текущей финансово турбулентной и экономической слабости экономики США и Запада.
Саудовская Аравия была не согласна, и ответила наводнением рынка нефти, снижая цены и угрожая увеличить добычу. Хотя это было истолковано как несогласие с замыслами России, но, похоже, совпадало с ее задачами нанести ущерб сланцевым производителям.
На самом деле, такое развитие событий может оказать большее влияние и быстрее покончить со сланцевой добычей, и таким образом снизить риск значительного экономического ущерба как для России, так и для Саудовской Аравии.
Конечно американское правительство может попытаться этому противодействовать, направив своим сланцевикам дешевых кредитов, и сейчас уже ходят разговоры о $1-1,5 триллионах для всех отраслей, оказавшихся под угрозой. Также они могут прибегнуть к давлению на Саудовскую Аравию, чтобы та вернулась к политике ограничения добычи. В качестве крайней меры США могут блокировать весь импорт нефти в страну, чтобы поддерживать местные цены, но это было бы безрассудным и вызвало бы неодобрение властей внутри страны, что особенно важно в год выборов.
Возможные итоги
Российско-саудовская атака на нефтерынок уже привела к снижению цен на нефть и скорее всего понизит их еще, в надежде вывести из игры сланцевиков и поднять цены. Но на это потребуется время, и это может вызвать общий переполох на финансовых рынках (акции, деривативы, долговые обязательства, валюты и т. д.), когда пузыри начнут лопаться один за другим. Последующий крах будет глобальным, и его будет трудно восстановить.
Откуда появятся огромные средства, необходимые для восстановления? Все по уши в долгах, что делает печатание денег или условное разбрасывание их с вертолета единственными вариантами, если не считать глобальную войну.
И если предположить, что провидением мы избавлены от глобальной войны, вряд ли будет возможным восстановить существующую хищническую капиталистическую модель. Крах принесет людям столько страданий, что едва ли они будут молчать, когда элиты снова попытаются следовать той же схеме.
Возможно, мы находимся на пороге новой социально-политической модели: капитализм 2.0, социализм 2.0 или даже капитало-социализм 1.5, Соответственно, более слабые и/или более бедные люди и страны должны начать просыпаться, чтобы не быть снова обманутыми, и если надо, быть готовыми встать и подать голос, несмотря на опасность быть растоптанными слонами.
Марван Салама, кувейтский экономический консультант