Англоязычный новостной ресурс Al-Monitor опубликовал новость, которая многих удивила своей неожиданностью на фоне пандемии коронавируса. В то время как в Соединенных Штатах, согласно последним данным, насчитывается более 600 тысяч инфицированных и 25 тысяч умерших, президент Дональд Трамп совершил смелый геополитический маневр, поручив госсекретарю Майку Помпео рассмотреть вопрос о снятии с Кипра эмбарго на поставки оружия.
«Вчера Трамп поручил Помпео принять решение по этому вопросу и подготовить президентское распоряжение, после подписания двух других законопроектов о снятии эмбарго в декабре. Принятие этих законов безуспешно пыталась предотвратить Турция», – пишет корреспондент Al-Monitor Брайант Харрис.
В 1987 году Соединенные Штаты запретили экспорт оружия на Кипр под предлогом предотвращения наращивания вооружений на острове. Однако, это не стало большой проблемой для Кипра, поскольку Россия охотно взяла на себя роль одного из крупнейших поставщиков оружия. Если США этим решением пытались сохранить равновесие на Кипре, то цель, разумеется, не была достигнута, поскольку в результате страна лишь еще больше сблизилась с Россией и с тех пор поддерживает с ней самые тесные связи.
В 1974 году Турция вторглась в северные районы острова, чтобы не допустить объединения Кипра с Грецией. Эта незаконная оккупация продолжается по сей день. Ее единственной целью является поддержка квази-государственного образования под названием «Турецкая республика Северного Кипра», которое не признано ни одним государством в мире, за исключением самой Турции. Более того, в соответствии с резолюциями Совета безопасности ООН №454 и №550 оно считается незаконным.
Соединенные Штаты никогда не проявляли заинтересованности в защите интересов Кипра, несмотря на очевидную незаконность оккупации северной части острова, во всяком случае, до последнего времени. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган действовал явно вразрез с интересами США и НАТО, укрепляя отношения с президентом России Владимиром Путиным. Прежде всего, речь идет о сделке по приобретению системы противоракетной обороны С-400, которая является несовместимой с доктриной НАТО.
Ирония сложившейся ситуации заключается в том, что Турция закупила систему С-400, невзирая на тот факт, что еще в 1997 году Кипр приобрел у Москвы систему С-300, но затем был вынужден обменять ее на другие вооружения с Грецией под угрозой блокады и/или войны со стороны Турции. Комплекс С-300 в настоящее время дислоцирован на греческом острове Крит. Поскольку Греция в последние годы вела себя как лояльный член НАТО и не предпринимала независимых шагов в сфере внешней политики, Вашингтон теперь готов пойти на некоторые дополнительные уступки. В предыдущие годы Соединенные Штаты проводили в отношении Анкары политику умиротворения, поскольку она контролирует пролив Босфор, единственный потенциальный проход, связывающий Черноморский флот России с мировым океаном.
Однако, следует отметить, что эти уступки и попытки укрепить отношения между Кипром и США имеют вполне конкретную цену. Харрис пишет, что Конгресс США изложил четкие критерии, которым должен соответствовать Кипр, прежде чем ему будет разрешено закупать американское оружие, разумеется, если он этого пожелает.
«В частности, упомянутый закон требует, чтобы Кипр отказал российским военным судам в праве заходить в его порты, несмотря на подписанное в 2015 году двустороннее соглашение с Москвой. Кроме того, необходимо, чтобы Кипр, давно превратившийся в финансовый рай для состоятельных граждан России, стремящихся избежать санкций со стороны Соединенных Штатов, начал строго соблюдать правила, касающиеся борьбы с отмыванием денег», – поясняет журналист.
Крайне маловероятно, что Кипр выполнит эти требования, поскольку республика не является членом НАТО. Более того, у Кипра нет никакого стимула отказываться от сотрудничества с партнером, который обеспечивал страну всеми необходимыми вооружениями, когда США повернулись к ней спиной. Зная об этом, Харрис объяснил, что «даже если Кипр откажется выполнять эти условия, закон дает Помпео право в любом случае отменить эмбарго, применив в отношении Кипра освобождение от обязательств, связанное с интересами национальной безопасности».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что настоящей мишенью отмены эмбарго на поставки оружия Кипру является, скорее всего, не Россия, а Турция. Фактически речь идет о том, что теперь от самой Никосии зависит, захочет ли она принять эти американские условия, или нет. Вашингтон «награждает» Кипр, поскольку он за последние годы сформировал стратегическое партнерство с Израилем в экономической, энергетической и военной сферах. В связи с этим, произраильские группы в США лоббировали отмену эмбарго на поставки оружия еще в прошлом году, тем более, что Эрдоган в последнее время все чаще проявляет враждебность в отношении Тель-Авива.
Хотя решение об отмене эмбарго, в сущности, теперь зависит от Помпео, существует большая вероятность того, что он решится пойти на этот шаг, даже если Кипр не захочет соблюдать антироссийские требования Конгресса. Дело в том, что и Трамп и Помпео подвергаются давлению не только со стороны израильского лобби в Вашингтоне, но и со стороны чрезвычайно влиятельных аналитических центров США.
Так, в статье под названием «Снять эмбарго на поставки оружия Кипру», опубликованной в июне 2019 года Центром национальных интересов, а затем перепечатанной Институтом Катона, авторы пишут: «Нынешнее эмбарго на поставки оружия Кипру является несбалансированным и несправедливым. «Любимая» Турция никогда не проявляла желания способствовать сохранению мира в регионе. Сегодня, когда Эрдоган превратился, в лучшем случае, в «полудруга-полуврага» Америки, который проводит конфронтационную политику в отношении Кипра и Греции, оружейное эмбарго в отношении Кипра, в сущности, является вознаграждением режима-изгоя. Соединенные Штаты должны взглянуть правде в глаза по отношению к Турции и перестать мириться с явно недружественным поведением последней».
Впрочем, нет никаких гарантий, что один нынешний сигнал Вашингтона о признании и благоприятном отношении заставит Кипр разорвать свои тесные связи с Россией, особенно учитывая десятилетия ограничений со стороны Соединенных Штатов, а также ее роль в поддержке турецкого вторжения в северную часть острова. Скорее всего, снятие эмбарго на поставку оружия – всего лишь небольшой жест, который Вашингтон делает для того, чтобы послать сигнал о своем недовольстве изгою-Эрдогану, и если цель именно такова, маневр, несомненно, сработает, поскольку турецкий президент давно считает Кипр частью своих владений.