Кризис, вызванный пандемией коронавируса, оттолкнул Минск от Москвы. Россия закрыла границу с Беларусью и запретила гражданам соседней страны въезд на свою территорию с 18 марта по 1 мая. Прокремлевские российские СМИ постоянно высмеивают президента Беларуси Александра Лукашенко, с тех пор как он отказался вводить «драконовские» меры и останавливать белорусскую экономику. В отличие от него, российское руководство ввело отдельные весьма строгие меры, а также систему цифрового слежения, подобную китайской, для обеспечения мер изоляции.
По словам российских официальных лиц, эти меры оправдывают себя, поскольку на данный момент, когда уже более двух миллионов человек прошли тестирование на коронавирус, уровень смертности остается очень низким. Однако, карантинные меры в России, как и во многих других странах, нанесли значительный ущерб и уже привели к серьезным негативным последствиям для национальной экономики. Недавно на юге России сотни людей вышли на улицы с протестом против региональных властей, которые, как утверждают активисты, ввели ограничительные меры, в которых нет никакой необходимости.
В то же время Беларусь является единственной страной в Европе, за исключением Швеции, которая не ограничила экономическую деятельность. Президент Лукашенко открыто назвал пандемию коронавируса психозом и отказался останавливать жизнь в своей стране до появления вакцины. В отличие от России, которая отменила парад в День Победы, Министерство обороны Беларуси подтвердило, что военный парад в Минске 9 мая состоится, несмотря на распространение заболевания Covid-19.
По словам представителя министерства, «сложившаяся эпидемиологическая ситуация в Беларуси позволяет Вооруженным силам проводить плановые мероприятия по поддержанию боеготовности. Подготовка к параду и сам парад являются неотъемлемой частью боевой подготовки в войсках».
Следует также отметить, что сотни тысяч православных христиан собрались в воскресенье 19 апреля в церквях Беларуси, чтобы отпраздновать Пасху, в то время как в России и других странах праздничные службы в большинстве православных храмов, по распоряжению государственных органов, проходили без прихожан. Сам Лукашенко посетил пасхальную службу в сопровождении своего пятнадцатилетнего сына.
По словам президента Лукашенко, Беларусь оказалась лучше других подготовлена к борьбе с коронавирусом, благодаря сохранению соответствующих структур и протоколов в системе здравоохранения. Другими словами, в отличие от остальных бывших стран социалистического лагеря, Беларусь не разрушила советскую систему здравоохранения.
В свое время в стране отказались от реализации поддерживаемых Западом планов приватизации, которые привели бы к разрушению белорусской экономики, сохранившей многие черты советского прошлого, а также оказали бы негативное влияние на возможности системы здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению. На протяжении многих лет Минску также удавалось уберечь свою экономику от посягательств российских олигархов, хотя Лукашенко все же пришлось пойти на несколько весьма болезненных компромиссов с Россией.
Когда глобальный кризис, вызванный пандемией коронавируса, ударил по Беларуси, Минск, как ожидалось, должен был обратиться к Москве с просьбой о предоставлении очередного займа, как это много раз бывало за последние двадцать лет. Однако, на этот раз Беларусь, судя по всему, пошла на политический маневр. Вместо бесконечных переговоров с российским президентом Владимиром Путиным, Лукашенко обратил свой взгляд на Запад, во всяком случае в том, что касается заимствований.
Согласно некоторым сообщениям, в нынешнем году Беларусь получит от Международного валютного фонда резервное финансирование в размере 500-900 миллионов долларов США для борьбы с последствиями коронавирусного кризиса. Кроме того, Соединенные Штаты недавно вновь назначили посла в Беларуси, после перерыва, длившегося более десяти лет. В 2006 году Вашингтон ввел санкции в отношении Минска в ответ на предполагаемые нарушения прав человека и политические репрессии в период президентских выборов. Назначение нового посла многие наблюдатели интерпретируют как признак потепления отношений между двумя странами. Между тем, белорусско-российские отношения, похоже, ухудшаются.
«Люди во всем мире надо мной подшучивают, особенно в России, как будто им больше нечего обсуждать», – сказал Лукашенко, объясняя согражданам свое неоднозначное отношение к пандемии Covid-19.
Когда российская экономика снова откроется после завершения кризиса, двум странам, судя по всему, придется во многом пересмотреть свои отношения. Согласно официальной статистике, в июне прошлого года общая сумма задолженности Беларуси перед Россией составляла 7,55 миллиарда долларов. Поскольку обвал цен на мировом рынке нефти нанес тяжелый ущерб российской экономике, весьма сомнительно, что Москва будет продолжать субсидировать Минск, как это было с 1999 года, когда было провозглашено союзное государство Россия-Беларусь.
Многие эксперты по всему миру убеждены, что после завершения коронавирусного кризиса мир уже не будет прежним, а это означает, что и отношения между Россией и Беларусью также изменятся. Вполне можно предположить, что Россия может утратить заинтересованность в покупке лояльности Лукашенко, а он в ответ может принять решение о нецелесообразности дальнейшей дислокации двух российских военных баз на территории Беларуси после 2021 года.
Если это произойдет, само существование российско-белорусского союзного государства окажется под вопросом. Впрочем, это, разумеется, не означает, что две страны полностью разорвут связи. Пока Лукашенко находится у власти, он будет стремиться сохранить баланс между Россией и Западом. Параллельно он также заигрывает с Китаем и другими региональными и глобальными державами. Однако, его главной целью остается сохранение белорусского суверенитета.
Иными словами, Лукашенко будет пытаться и впредь придерживаться «политики неприсоединения», которую впервые ввел в своей стране покойный югославский диктатор Иосип Броз Тито. Сегодня трудно сказать, позволят ли основные глобальные игроки Беларуси оставаться суверенной и относительно независимой под руководством Лукашенко, или кто-то в конечном итоге решит форсировать смену режима в Минске.