Джихадистские военизированные формирования, пытающиеся помешать возобновлению движения по стратегической автомагистрали М4 в Идлибе, оказались перед выбором: подчиниться Анкаре или столкнуться с ее военной мощью. Однако, и перед самой Турцией также стоят серьезные проблемы.
Напряженность вокруг ключевой автотрассы М4 в контролируемой повстанческими группировками сирийской провинции Идлиб поднялась на новый уровень, создавая проблемы как для джихадистов, доминирующих в этом районе, так и для турецких вооруженных сил, которые пытаются вновь открыть магистраль, как предусмотрено соглашением, подписанным с Россией.
Усилия по возобновлению движения по дороге М4, которое является ключевым требованием соглашения, заключенном между Россией и Турцией в Москве 5 марта, привели к серьезным беспорядкам 26 апреля, когда турецкие войска были вынуждены вступить в бой с толпой, забаррикадировавшей шоссе в окрестностях одной из деревень недалеко от аль-Найраба. Поскольку 19 марта в ходе подобной атаки были убиты два турецких военнослужащих, в этот раз турецкие силы открыли огонь по толпе, которая забрасывала солдат камнями после попытки рассеять ее с помощью слезоточивого газа.
В результате этого столкновения были убиты два человека и еще несколько ранены, а спустя некоторое время из миномета был обстрелян опорный пункт турецких вооруженных сил в Аль-Найрабе, и несколько военнослужащих получили ранения. В ответ турецкие беспилотники нанесли ракетный удар по двум объектам радикальной группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (HTS), доминирующей в Идлибе. По некоторым сведениям, HTS потеряла при этом двух боевиков.
Московское соглашение предусматривает регулярное совместное российско-турецкое патрулирование вдоль трассы М4. Однако, пять попыток его проведения в период с 15 марта закончились неудачей.
После недавней вспышки вооруженного противостояния, турецкие военные и представители разведслужб встретились с делегацией HTS, чтобы попытаться снять напряженность и убедить группировку не препятствовать возобновлению движения по автомагистрали М4. Согласно сообщениям, суть их аргументов заключалась в том, что попытки заблокировать трассу будут играть на руку режиму Башара аль-Асада, а сохранение напряженности лишь увеличит риск территориальных потерь для «повстанческих» группировок в регионе. Турецкие военные укрепили свои опорные пункты и распространили среди местного населения листовки, в которых объяснили свою основную цель – не допустить военных действий в Идлибе, а также способствовать возвращению перемещенных лиц и возобновлению экономической активности за счет открытия трасс М4 и М5. «Не верьте…тем, кто хочет обмануть вас и посеять смуту среди братьев», – гласит турецкое воззвание.
Группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» демонстрирует внешние признаки готовности сотрудничать с Турцией, что повышает шансы открытия коммерческих пунктов пропуска на границе с районами Саракиба, Атариба, Маарат аль-Нисана и Мизназа, контролируемыми сирийским режимом. Тем не менее, эти пункты пропуска не имеют непосредственного отношения к возобновлению движения по трассе М4, и боевики HTS по-прежнему участвуют в блокировании дороги, которое их пропагандистские СМИ называют «протестом чести».
Вооруженные группировки, действующие при поддержке Турции, обвиняют HTS в намеренном подрыве московского соглашения. Например, лидер Сирийской национальной армии (SNA) Мустафа Седжари обвинил лидера HTS Абу Мохаммеда аль-Голани в недавнем вооруженном столкновении на трассе М4. Турция координирует свои действия с «революционными» силами, добавил он, и ее действия направлены на «защиту миллионов мирных жителей и предотвращение дополнительной потери территории в Идлибе из-за военного доминирования аль-Голани. В то же время, другие повстанческие группировки обвиняют HTS в том, что они ведут двойную игру, идя на уступки по вопросу о возобновлении движения на трассе и тем самым предавая революцию. Короче говоря, взаимоотношения между «оппозиционными» силами в Идлибе крайне сложные и запутанные.
Разногласия между повстанческими группировками связаны не только с тем, что они боятся потерять контроль над «освобожденными» территориями, но и с возможным изменением экономического статус-кво. Многие полагают, что возобновление движения по трассе М4 приведет к реализации российской стратегии расширения зоны контроля сирийской армии. Они напоминают, что астанинский процесс, в рамках которого было сформировано российско-турецкое партнерство, сопровождался поражениями оппозиции в таких ключевых точках как восточный Алеппо, восточная Гута, Кунейтра и Дараа. Слабеющий контроль вооруженной оппозиции над дорогой М4, вдобавок к потере М5 в феврале, неизбежно будет ознаменован изменением баланса сил, как в военном, так и в экономическом аспектах, хотя экономические споры пока привлекают гораздо меньше внимания.
По словам участника группировки HTS, отвечающего за коммерческие пункты пропуска, 95 процентов товаров в настоящее время поступают в Идлиб из Турции, и только 5 процентов – из контролируемых правительством Сирии районов. Три года назад это соотношение было абсолютно иным. Тогда из Турции поступало около 35 процентов грузов, а из подконтрольных режиму районов Сирии – 65 процентов. В Идлибе имеются некоторые излишки продукции, особенно в сельском хозяйстве, однако, по словам упомянутого источника, только 10 процентов этого продовольствия продается в Турцию. Открытие коммерческих пунктов пропуска позволило бы доставлять товары из Идлиба в другие районы, тем самым оживляя торговлю и уменьшая зависимость от иностранной помощи.
Хотя торговцы и производители с нетерпением ждут открытия коммерческих переходов, другие выступают против подобных шагов, утверждая, что сельскохозяйственная продукция, и в частности, зерно, будет уходить из Идлиба в контролируемые режимом районы, и это приведет к росту цен. Группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» пытается отделить споры по вопросу о коммерческих переходах от проблемы возобновления движения по автомагистрали М4 и заявляет, что решение этого вопроса может быть отложено в случае каких-либо неблагоприятных событий. Тем не менее, сам факт дебатов говорит о том, что HTS осознает, что раньше или позже утратит контроль над М4, своим главным источником доходов, и уже сейчас пытается создать «таможенные пункты» на маршрутах, ведущих к населенным пунктам Идлиба, чтобы сохранить свою материальную базу.
Сопротивление открытию М4 также зависит от того, как те или иные группировки видят свое будущее в военных действиях под контролем Турции. План Анкары заключается в том, чтобы объединить враждующие между собой группировки в единую армию и превратить автомагистраль М4 в новую пограничную полосу для сил Дамаска. Этот план требует расформирования группировки HTS и присоединения ее боевиков к новой объединенной армии.
После возобновления движения по М4 турецкие военные будут контролировать шестикилометровую зону безопасности с северной стороны магистрали, в то время как за южный сектор будет отвечать российская военная полиция. Для группировки HTS такой вариант означает серьезное поражение и потерю влияния. Лидеры «Хайят Тахрир аш-Шам» не желают конфронтации с Турцией, но и не готовы мириться с контролем турецких вооруженных сил, а также со вступлением в Идлиб сил Сирийской национальной армии. По их мнению, такие уступки могут привести к расколу коалиции и, в конечном итоге, к потере контроля на местах.
В 2018 году некоторые боевики HTS покинули группировку из-за того, что ее командование пошло на уступки Турции. Большая их часть сегодня объединилась под знаменем коалиции «Хуррас аль-Дин». Теперь между прагматиками и радикалами возник новый раскол, и некоторые видные фигуры уже покинули HTS. По мнению некоторых наблюдателей, этот раскол может резко усилиться в ближайшие дни, к большой радости Сирийской национальной армии, которая рассматривает возобновление движения по трассе М4 как возможность убрать HTS со своей дороги.
Впрочем, сценарий решительного столкновения также ставит перед Анкарой некоторые дилеммы. Если в конечном итоге ответственность за силовую ликвидацию джихадистов будет возложена на Турцию, в дальнейшем турецкие военные могут столкнуться с серьезными угрозами и трудностями в обеспечении безопасности в тех районах, которые находятся под ее контролем. Более того, есть вероятность реализации сценария бумеранга, которого так боятся в Анкаре – то есть фракции, действовавшие при ее поддержке или попустительстве на протяжении всех девяти лет сирийской войны, могут повернуть оружие против самой Турции. Таким образом, Анкара сегодня стремится выжать максимум из своей убедительности в дискуссиях и не спешит переходить к применению силы.