Несмотря на экономический шок, вызванный обвалом цен на нефть, а также двухмесячную блокировку всей российской экономики, девальвацию рубля на 20 процентов и пакет дорогостоящих мер по спасению экономики в объеме 10 процентов ВВП, за период с 1 января по 31 мая России удалось увеличить свои резервы в твердой валюте на 3,8 миллиарда долларов.
Статистика свидетельствует о том, что коронавирусный кризис оказался самым дешевым из всех экономических шоков, которые когда-либо испытывала Россия. Несмотря на сильный удар, нанесенный ее экономике, довольно быстро финансовые результаты Russia Inc. (так некоторые финансовые эксперты называют российскую экономику, прим. mixednews) вернулись в плюс.
Согласно последним данным Министерства финансов, за последний год Центральный банк России (ЦБ РФ) сумел увеличить объем золотовалютных запасов на 90,2 миллиарда долларов США. Более того, он продолжал накапливать средства даже в разгар нынешнего кризиса, хотя и намного медленнее, чем обычно.
До настоящего времени ЦБ РФ израсходовал в общей сложности немногим менее 7 миллиардов долларов США из своих запасов на преодоление последствий различных потрясений, охвативших экономику. Однако, эти расходы были с лихвой компенсированы резким повышением цен на те две с лишним тысячи тонн золота, которые Банк держит в составе своих золотовалютных резервов.
Эта ситуация составляет разительный контраст со всеми предыдущими кризисами. Россия потратила 212,8 из 596 миллиардов долларов общих резервов в первые девять месяцев глобального финансового кризиса 2008 года, хотя он, как утверждает большинство мировых экспертов, был гораздо менее болезненным, чем нынешний «коронакризис».
Аналогичным образом, в 2014 году ЦБ израсходовал 90 из 454 миллиардов долларов, которыми он на тот момент располагал, чтобы смягчить удар во время обвала на мировом рынке нефти, когда стоимость рубля и цена нефти упали вдвое всего за несколько месяцев.
И, разумеется, ни один из этих двух кризисов не идет ни в какое сравнение с катастрофой 1991 года, когда распался Советский Союз, и дефолтом 1998 года, когда финансовый сектор России потерпел полный крах. Агония коммунизма фактически обанкротила страну, а после 1998 года резервы России в твердой валюте составляли всего 8 миллиардов долларов, причем большая часть из них была украдена в форме «помощи» ведущим банкам, принадлежащим олигархам, которые быстро забрали эти деньги и вывели их в офшорные «тихие гавани».
На сегодняшний день, нынешний «коронакризис» обошелся России всего в 7 миллиардов долларов, что для Центрального банка является незначительной суммой, которая фактически не окажет влияния на объем золотовалютных резервов.
Нет худа без добра
Большая часть приращения стоимости российских резервов связана с ростом мировых цен на золото. По состоянию на март нынешнего года ЦБ РФ накопил 2299 тонн желтого металла, которые оценивались в начале июня приблизительно в 128 миллиардов долларов, что на 17 миллиардов больше, чем пять месяцев назад. Начиная с 2007 года, Центральный банк России активно скупает физическое золото, параллельно распродавая свои долларовые активы, такие как федеральные казначейские облигации.
Целью этих операций является постепенное снижение зависимости российской экономики от американской валюты. На сегодняшний день так называемое монетарное золото составляет 22 процента от общих золотовалютных резервов России, объем которых вырос за период с 1 января по 1 июня нынешнего года с 554,4 миллиарда до 566,1 миллиарда долларов.
Цены на золото всегда хорошо себя чувствуют в условиях кризиса, и именно это является одной из причин такой активности ЦБ РФ в покупке этого драгоценного металла. Впрочем, поскольку цены на нефть на прошлой неделе отскочили, Россия сможет вернуться к накоплению резервов более традиционными для себя способами. Рост цен на мировом рынке произошел после соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи на 9,7 миллиона баррелей в сутки, которое Россия подписала 13 апреля, и которое затем было пролонгировано в прошлые выходные до конца июля.
Рост цен на нефть вернул «Russia Inc.» в зону прибылей
Цены на нефть восстановились на удивление быстро, после того как была заключена новая сделка ОПЕК+. Цена марки Brent снова превысила 40 долларов за баррель, что, по словам Минфина России, возвращает Кремль в «зону комфорта».
Цена на нефть на уровне 40 долларов за баррель соответствует критерию безубыточности для российского федерального бюджета, а начиная с 42 долларов за баррель, Центральный банк может накапливать деньги в своем резервном Фонде национального благосостояния (ФНБ). Дело в том, что, согласно так называемому бюджетному правилу, любые поступления от налога на добычу нефти, полученные при цене выше 42,4 долларов за баррель, поступают в ФНБ.
Этот фонд предназначен для того, чтобы покрыть любой дефицит бюджета в случае экономического кризиса, и Министерство финансов намеревалось задействовать его, чтобы покрыть ожидаемый дефицит в объеме 3 триллионов рублей в нынешнем году. В начале марта в ФНБ находилось 12 триллионов рублей (около 174 миллиардов долларов). В мае его объем упал до 9 триллионов рублей, после того как Министерство финансов использовало часть средств на покупку у ЦБ РФ доли в Сбербанке, крупнейшем банке России. Этот закулисный маневр был призван дать ЦБ дополнительный резерв для защиты национальной валюты в случае необходимости. Однако, при этом в ФНБ оставались средства, которых хватило бы на покрытие дефицита бюджета в течение по меньшей мере трех лет.
Кризис все же обойдется России недешево
Это вовсе не значит, что нынешний кризис не будет болезненным. Правительству придется израсходовать немало средств, чтобы вернуть Russia Inc. к нормальной работе. На этой неделе Росстат (Федеральная служба государственной статистики) сообщил, что основные секторы экономики (важный показатель для ВВП) сократились на 10 процентов в годовом исчислении, в то время как секторы, ориентированные на потребителя, сократились как минимум на треть, или даже более.
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин обнародовал последнюю версию Национального плана восстановления экономики, которым предусмотрены государственные расходы в размере около 5 триллионов рублей (72,8 миллиарда долларов), что соответствует приблизительно 7,8 процента ВВП. Однако, значительную часть этих денег составляют средства, ранее уже выделенные в рамках текущего бюджета для финансирования 12 национальных проектов, которые теперь будут перенаправлены для стимулирования экономики или поддержки социальной сферы.
В итоге, предусмотренный ранее 2-процентный профицит бюджета исчезнет, а вместо него у Минфина будет бюджетный дефицит в размере 0,5 процента. Кроме того, министерству придется занять дополнительные 2 триллиона рублей (29 миллиардов долларов) на внутреннем рынке облигаций, в дополнение к тем 2 триллионам, которые уже внесены в текущий бюджет, чтобы помочь профинансировать Национальный план оздоровления экономики.
Все это означает, что резервы остаются последней линией обороны, и если российская экономика продолжит свое восстановление, высока вероятность того, что Кремль завершит нынешний год, имея еще большие золотовалютные резервы, чем сейчас.
По мере восстановления экономики, Россия превращается в безопасную гавань для инвесторов
Как сообщает издание bne IntelliNews, экономический подъем в России уже заметен, после того как рубль вернул большую часть потерянных за последние два месяца позиций. В то же время, если в этом году бюджет будет дефицитным, Министерство финансов имеет возможность профинансировать его путем дополнительного выпуска рублевых казначейских облигаций ОФЗ, которые все чаще рассматриваются международными инвесторами как безопасное убежище, благодаря прочному положению российской финансовой системы. Действительно, более трети иностранных инвесторов, включивших в свои портфели ОФЗ – американские компании и фонды, причем эти бумаги оказались особенно популярными среди институциональных инвесторов, таких как страховые компании и пенсионные фонды.
Признаком того, насколько эта популярность высока на самом деле, является падение доходности ОФЗ на 300 базисных пунктов всего за четыре месяца. Этот показатель опустился до 5,4 процента к началу июня после кратковременного скачка до 8,4 процента в марте. Треть непогашенных ОФЗ в настоящее время принадлежит иностранным инвесторам.
Предсказатели катастрофы явно перестарались
Во время предыдущих кризисов всегда была целая армия предсказателей, которые пророчили крах, утверждая, что у России вот-вот закончатся ресурсы. Но каждый раз они не просто оказывались неправы – происходило прямо противоположное тому, что они писали. В 2014 году Россия полностью израсходовала свой тогдашний резервный фонд, но ФНБ, который изначально предназначался для покрытия будущих пенсионных выплат, был просто переориентирован в качестве фонда общей поддержки экономики, заменив собой резервный фонд.
Учитывая, что по состоянию на начало апреля в ФНБ было 12 триллионов рублей, министр финансов Антон Силуанов объявил, что в государственной казне достаточно денег для покрытия дефицита бюджета на десять лет вперед, даже если цены на нефть будут оставаться на уровне 25 долларов за баррель. Однако, через несколько недель, когда масштабы кризиса, вызванного пандемией коронавируса, стали более очевидными, Силуанов фактически дезавуировал собственные заявления, сказав, что фонд способен покрыть дефицит бюджета на протяжении трех лет без необходимости сокращения бюджетных расходов или повышения налогов. Теперь, когда цены на нефть вернулись в относительно комфортную для Кремля зону, вполне возможно, что Министерству финансов вообще не потребуется расходовать средства из Фонда национального благосостояния.