Есть что-то совершенно непонятное и даже загадочное в том, что Индия никак не может отказаться от своей «одержимости» Россией, в то время как Москва давно сделала свой выбор и связала свою судьбу с Китаем, страной, которая поставила Индию на грань военного конфликта. Больше того, на сегодняшний день Китай, несомненно, является источником самой значительной угрозы территориальной целостности Индии.
Даже если допустить, что во имя «дипломатии» и «многосторонности» необходимо, чтобы Индия была представлена на московском заседании возглавляемой Китаем Шанхайской организации сотрудничества, в которую, наряду с давним противником Индии, Пакистаном, входят также некоторые страны Центральной Азии, трудно понять, чего хочет достичь Индия, проводя совместные военно-морские учения с Россией примерно в том же районе, где она всего несколько дней назад проводила учения с Соединенными Штатами Америки, то есть в Малаккском проливе.
По крайней мере, если говорить об индийско-американских учениях, совершенно очевидно, что они были направлены против Китая. А вот какова, с точки зрения Нью-Дели, цель индийско-российских маневров, неизвестно. Учитывая близость России к Китаю, будь то по доброй воле или в силу сложившихся геополитических обстоятельств, какой сигнал Индия намерена послать миру в целом и прежде всего странам Quad, «Четырехстороннего диалога по проблемам безопасности», объединения, в которое входят, помимо Индии США, Япония и Австралия? Неужели она хочет дать им понять, что не может быть для них надежным партнером, и что она будет продолжать водить дружбу со страной, явно настроенной против ее основных партнеров? В этом контексте для примера можно взять российско-японские отношения. Токио обвиняет Пекин и Москву в совместных враждебных действиях против Японии.
С точки зрения безопасности, этот шаг Нью-Дели также лишен всякого смысла, тем более что имеется серьезная вероятность попадания в руки Пекина информации о маневрах, проводимых в Малаккском проливе, который будет играть важнейшую стратегическую роль в случае возникновения любого конфликта с Китаем в Гималаях, а также другой секретной информации. Во всяком случае, у многих это и раньше вызывало озабоченность во время аналогичных учений.
И все же, несмотря ни на что Индия принимает участие в маневрах «INDRA NAVY-2020»! На самом деле, едва ли Индия на этом остановится. Недавно стало известно о намерении Нью-Дели выдвинуть идею вовлечения России в инициативу Индо-Тихоокеанского сотрудничества. И это несмотря на очевидность того, что Россия не заинтересована в присоединении к любому подобному альянсу. Дело в том, что Индо-Тихоокеанское сотрудничество направлено на сдерживание ее «друга» Китая, и русским об этом прекрасно известно. Они совершенно правы в своем нежелании присоединяться к этому формату, как бы сильно Индия ни хотела раскрутить Индо-Тихоокеанскую инициативу, втянув в нее также ассоциацию АСЕАН и создав тем самым условия для развития торговли с этим регионом и за его пределами.
Судя по всему, индийские политики, в своих попытках «добиться расположения» России и сделать ее более «приемлемой» для ее «врагов», упускают из вида тот факт, что Россия также обхаживает Индию, однако с другой целью — укрепить блок РИК (Россия, Индия Китай), который и в Москве и в Пекине рассматривают как явно антизападный, а также антидемократический альянс. Ярким примером этого желания Кремля может служить недавняя очередная попытка, провалившаяся из-за непримиримой позиции Китая, организовать в Москве переговоры между Пекином и Нью-Дели на уровне министров обороны.
Что вообще Индия делает в этом блоке, где Китай при любых обстоятельствах будет гегемоном, учитывая, что в китайском геополитическом видении Индия является второстепенной субконтинентальной державой, которая не представляет угрозы для китайской экспансии? Таким образом, в случае успеха переговоров русские послужили бы китайской цели «приручения» Индии! Неужели именно этого хочет Нью-Дели?
Одним из главных аргументов в пользу продолжения индийской политики «ухаживания за Россией» является сильная зависимость индийских вооруженных сил от российских вооружений и платформ. По некоторым данным, около 60 процентов индийской военной техники произведено в России. Разумеется, у Индии хватит здравого смысла, чтобы, повторяя избитое клише, не класть все свои яйца в одну корзину, как она делала на протяжении многих десятилетий и тем самым оказала себе большую медвежью услугу. Сегодня, когда непосредственные вызовы диктуют необходимость диверсификации поставок вооружений, а также ускорения перевода оборонной индустрии на отечественные рельсы, Индия, безусловно, может обойтись без наращивания военных закупок у России. Индия отнюдь не обязана поддерживать российскую оборонную индустрию, как бы отчаянно Москва ни стремилась удержать на плаву одну из важнейших опор своей экономики.
Кроме того, Россия давно перестала быть великой державой. Чего добивается Индия, упорно цепляясь за фалды фрака «угасающей сверхдержавы» во имя старой дружбы? Разумеется, нельзя отрицать, что именно Россия передала Индии технологии создания атомных подводных лодок и многое другое, чем Запад не пожелал с ней поделиться. Но это были дни, когда во имя своей независимости, в рамках политики неприсоединения Индия слишком тесно связала свою судьбу с Советским Союзом. Времена давно изменились, а политика должна развиваться в соответствии с требованиями времени.
Нельзя отрицать, что индийская политика эволюционирует стремительно, просто не по дням, а по часам. Но несмотря на это Индия склонна оставаться заложницей собственной истории. Верность – весьма похвальное качество, но только до той степени, пока она не начинает ущемлять чьи-то интересы. Индия сегодня является мировой державой и имеет потенциал экономического роста, причем беспрецедентно высокими темпами. Сохранять верность своей дружбе с Россией в нынешних условиях означало бы оставаться в тени Китая. Эта дружба фактически будет сдерживать развитие Индии и препятствовать тому, чтобы страна внесла свой вклад в глобальные усилия по сдерживанию такой агрессивной империалистической державы как Китай.