В то время как спрос на автомобильное топливо восстановился почти до уровня конца прошлого года, то есть момента перед началом пандемии Covid-19, спрос на авиационное топливо пока не может повторить эту траекторию, поскольку авиаперевозки по-прежнему осуществляются значительно в меньших масштабах по сравнению с «нормальным» докризисным уровнем. К такому выводу эксперты компании Bank of America Securities (BofAS) пришли в своем еженедельном отчете по энергетическим рынкам, опубликованном изданием TradeArabia.
Интенсивность авиаперевозок не восстановится до тех пор, пока не станет доступной эффективная вакцина или лекарство от Covid-19, заявляют аналитики BofAS. Однако, по данным банка, нет обоснованных причин ожидать этого ранее, чем 12-18 месяцев.
Информация глобальной службы отслеживания полетов Flightradar24, опубликованная на прошлой неделе, свидетельствует о том, что в августе количество коммерческих рейсов было на 45,2 процентов ниже по сравнению с августом 2019 года, причем рост этого показателя значительно замедлился по сравнению июнем и июлем.
Если исходить из того, что вакцина будет внедрена к концу 2021 года, по мнению экспертов BofAS, воздушные перевозки восстановятся до 75 процентов докризисного уровня в 2022 году и до 90 процентов в 2023 году.
В долгосрочной перспективе аналитики ожидают, что мировой спрос на нефть достигнет пика примерно на уровне 105 миллионов баррелей в сутки в 2030 году, а затем начнет плавно снижаться из-за растущей доли электромобилей в объеме продаж легкового транспорта. Базовый сценарий BofAS предусматривает, что к 2030 году доля электрических транспортных средств в продажах составит примерно 34 процента, а к 2050 году – 95 процентов.
Транспортные средства на водородных топливных элементах также могут вытеснить часть спроса на нефть в сфере транспорта, особенно если цены на экологически безопасный водород существенно упадут, пишут эксперты BofAS.
Что касается ближайшей перспективы, восстановление спроса на нефть, по всей видимости, застопорилось из-за низкой маржи нефтепереработки, отсутствия восстановления спроса на авиационное топливо и неопределенности в отношении глобального экономического роста, в том числе в Китае, который является крупнейшим в мире импортером нефти. Об этом заявил на этой неделе директор департамента энергетических рынков и безопасности Международного энергетического агентства (МЭА) Кейсуке Садамори.
Признаком замедления восстановления спроса стало также решение крупнейшего в мире экспортера нефти, Саудовской Аравии, о снижении официальных отпускных цен в октябре. «Очевидно, это говорит о том, что рынок не укрепляется так быстро, как многие ожидали, причем предложение стабильно растет, а спрос явно колеблется», – заявили во вторник специалисты по рыночной стратегии Уоррен Паттерсон и Вэнью Яо из компании ING.