Международную систему можно описать как сложную совокупность социальных, научных, политических, военных и технологических систем. Эта динамическая структура очень трудно поддаётся оценке, и ещё труднее предсказать её будущее.
Распределение силового потенциала в международной системе определяет число ведущих держав и тем самым полярность международной системы. Система будет многополярной, если великих держав более двух: если их две, система будет двуполярной, а система только с одной великой державой называется однополярной.
Можно ожидать, что в будущем многополярном мире глобальная экономика не будет ограничиваться несколькими ведущими странами, но скорее это будет множество стран с различающимися возможностями. В какой-то одной сфере, в которой отдельная страна имеет уникальные отличия, её руководство будет иметь решающее слово. Помимо США, экономическое влияние способны оказывать Япония, Китай, ЕС и Индия благодаря своим достижениям в технологиях, растущей экономике и большой численности населения. Иран, Саудовская Аравия, Венесуэла, страны Африканского союза и Бразилия будут иметь влияние благодаря своим крупным запасам энергоносителей..У России должны быть преимущества по обоим направлениям. Немногие страны, такие как Пакистан, страны Центральной Азии, Украина и Турция, благодаря геостратегическому положению обретут некоторое региональное влияние, так как они расположены на энергетических маршрутах, по которым энергоресурсы будут направляться в другие части мира.
Соединённые Штаты и меняющийся мировой порядок
В руководстве Соединённых Штатов существует широкий двухпартийный консенсус в отношении того, что страна должна остаться глобальным лидером/ведущей мировой державой. Из этого постулата вытекает и фундаментальное обоснование того, что Соединённые Штаты ведут мир к свободе и торжеству либеральных принципов. Третья его составляющая – решимость сдерживать Китай.
Вызывает беспокойство та непреклонность, с которой США преследуют цель сдерживания Китая. «Демократический альянс» или «поворот к Азии» это примеры американских проектов. Китай тоже со своей стороны перешёл от своего обычного осторожного подхода и провозглашённой стратегии мирного развития к однозначной позиции по Южно-Китайскому морю. Однако прямо сейчас вряд ли дойдёт до лобового столкновения. Тем не менее, это соперничество может привести к серьёзной и опасной ситуации в дальнейшем. США не намерены прямо вмешиваться сюда, задействовав свои войска. У них внутри страны существует сильное сопротивление очередной войне. Это не означает, что США бессильны. Что мы имеем, так это слабеющего гегемона, не желающего уступать свою позицию лидера. С другой стороны, ни одна другая страна не способна заменить сегодняшнего гегемона, хотя разные страны часто стремятся поставить под сомнение его авторитет. Периодические отходы Китая от традиционной осторожности и нежелание США уступать создают опасную ситуацию.
Упадок однополярной системы
США являются единственным гегемоном с окончания холодной войны, но с момента кризиса 2008 года их мировое господство подорвано. Разрыв в мощи между Китаем и США сокращается. В 2011 году ВВП Китая составлял примерно половину ВВП США. Если ВВП Китая продолжит расти на 8.5%, а ВВП США – менее чем на 3.8%, сегодняшний разрыв между этими двумя силами исчезнет в течение следующего десятилетия. Между тем, экономический разрыв между двумя этими странами и другими крупными державами в следующее десятилетие продолжит увеличиваться. В следующие пять лет только США и Китай будут тратить на оборону по 100 млрд. долларов в год, увеличивая свой отрыв от других стран. Соответственно, международное устройство перестанет быть однополярным.
Игроки, которые могут изменить международный порядок в 21 веке (аналитический подход)
Двуполярная мировая система рухнула с концом холодной войны. Соединённые Штаты стали единственной сверхдержавой и, что нашло выражение в новом промышленном укладе производства вооружений, международная система превратилась в однополярную. Ведущие державы мирового сообщества это Китай, Россия, Япония и ЕС. Превратится ли международная система в двуполярную или многополярную, зависит от развития многих стран и регионов в технологическом, политическом, экономическом и военном плане. Китай, Россия, Япония и ЕС, а также Индия обладают потенциалом, чтобы изменить своё положение в международном устройстве. За последние 25 лет потенциал Китая неуклонно рос до таких размеров, что это существенно изменило международный порядок. Для Китая экономическое процветание идёт рука об руку с прогрессом в области науки и технологий. Он разрабатывает дорогостоящие системы вооружений, которые становятся всё более мощными по сравнению с самыми передовыми системами вооружений развитых стран. Еще одним важным фактором, определяющим будущее международного сообщества, является относительное превосходство США в области науки, техники, экономики и военного потенциала по сравнению с другими крупными державами.
Заключение
Положение развивающихся стран, на которые влияют колебания и изменения международной систему, очень трудно оценить. Общие контуры этого феномена становятся более очевидными, когда происходит переход под влиянием глубоких внутренних динамических факторов, а не каких-то факторов извне. Есть группа кандидатов, которых можно считать усиливающимися державами, и наблюдается быстрый всплеск в этой фазе перехода, но он продолжительнее, чем ожидалось. В условиях меняющейся институционализации возникает центральная составляющая этих изменений. Всё ещё есть неясность в оценках относительно принципов сотрудничества и конфликтов. Национальные интересы и принципы, несомненно, важнее всего при меняющемся мировом порядке, и это также может приводить к крайне запутанным и разочаровывающим переговорным ситуациям, которые необходимо разрешать путём расширения сотрудничества на государственном уровне. Единые сообщества распадаются, вместе со старыми представлениями и убеждениями. Согласно разным представлениям о мировой системе, эти страны не менее разделены, и они могут постоянно бороться и одновременно общаться друг с другом. Поэтому будущая многополярная система не будет отличаться от других моментов многополярности, которые видела история, то есть приведёт к большему хаосу и непредсказуемости, чем в сегодняшнем однополярном мире. Тем не менее, многополярность несёт не только риски, связанные с поисками нового баланса между великими державами — впервые в истории.
Автор: Фатима Ариф