Русские еще в XV веке с восхищением отзывались об исламской культуре

Во второй половине XV века русские купцы, путешественники и послы, впервые познакомившиеся с исламом, начали делиться в своих книгах впечатлениями об этой религии.

Купец Афанасий Никитин был, вероятно, первым русским, посетившим в 15 веке Индию (за 30 лет до португальского исследователя Васко да Гама), Персию, Эфиопию и Аравию. В своей книге «Путешествие за три моря» он показал жизнь мусульман, задаваясь при этом вопросом, вправе ли христиане давать оценку другим религиям.

Он рассказал о том, как Хан Джуннар в Индии пытался убедить его принять ислам, обещая в награду тысячу золотых монет, и о том, как он постился вместе с мусульманами, хотя при этом его всегда беспокоил вопрос: не противоречит ли это его собственной религии?

Московский купец Федот Котов в своей книге «Хождение в Персию купца Федора Котова» (1623 г.) подробно описал некоторые исламские праздники, подчеркивая, что написал эту книгу не потому, что хотел прославить ислам. Первым, кто с большим уважением высказался об исламе, был поэт Гаврила Державин (1743-1816 г.г.), который провел свои детские годы среди мусульман в городе Казани.

Ностальгия по тому времени отражена в строчке его стихотворения «Арфа»: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен».

Другие поэты затрагивали тему некоей общности между христианами и мусульманами. Среди наиболее известных произведений, касающихся этого, был роман в стихах Павла Катенина (1792–1853 г.г.) «Голубиное гнездо», в котором он высоко оценил появление ислама и заявил, что распространение религии среди арабов идет на пользу людям.

Большой интерес к исламу проявляли также Грибоедов (1795-1829 г.г.), Вяземский (1792-1878 г.г.) и Муравьев (1794-1866 г.г.). Исламская культура вдохновляла и гениального поэта Александра Пушкина (1799-1837 г.г.), который признался в одном из своих стихотворений: «Я наслаждаюсь красотой Корана …».

Тему своего личного общения с мусульманами юга России он раскрыл в поэмах «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник». В стихотворении «Тацит» он рассказывает о кровной мести чеченцев и описывает традиционные элементы их культуры, связанные с исламом.

Наиболее ярким в этом плане моментом в творчестве Пушкина, черпавшего вдохновение в исламе, является поэма «Подражания Корану» (1824 г.). Особый интерес для Пушкина вызывали философия и нравственные аспекты Священной книги. Однажды он признался, что «многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом».

Пушкин спорит с Вольтером: «Не крови беззащитных людей требуют небеса, а любви и доверия». Великий русский писатель Достоевский (1821–1881 г.г.) писал, что Пушкин обладал уникальной способностью понимать истинную сущность восточной цивилизации.

Обращаясь, в частности, к «Размышлениям о Коране», Достоевский воскликнул: «Разве тут не мусульманин, разве это не самый дух Корана и меч его, простодушная величавость веры и грозная кровавая сила его?».

Мусульманский образ жизни изображали писатели Бестужев-Марлинский (1797-1837 г.г.) и Полежаев (1805-1838 г.г.) («Аммалат-Бек», «Гарем», «Султан» и др.). Тень восточно-исламского мира со всей его завораживающей красотой стала источником вдохновения для другого великого поэта М.Ю. Лермонтова (1814-1841г.г.). Темы человеческой судьбы и творения Всевышнего были подняты писателем Алексеем Толстым (1882-1945 г.г.) в «Крымских очерках».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877г.г.) создал образ восточной красоты в своих стихах «Турчанка», а писатель Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 г.г.) описывал исламскую архитектуру как «полную цветов». В своей статье «Аль-Мамун» он с восхищением отзывался о мусульманском правителе Багдада (813-833 г.г.).

Русский философ Владимир Соловьев (1853-1900 г.г.) очень высоко оценивал роль пророка Мухаммеда и значение ислама в развитии мировой цивилизации, говоря: «Ислам, несомненно, будет расти и распространяться дальше, потому что «духовное молоко» Аль-Корана необходимо человечеству».

Писатель Лев Толстой (1828-1910 г.г.), изучавший исламские традицию и деяния пророка Мухаммеда, также высоко оценивал Коран и исламскую культуру в целом и даже переписывался с Мухаммедом Абду (1849-1905 г.г.). Главный герой его романа «Хаджи Мурат» воплощает в себе многие черты мусульман Кавказа.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0