Западные пропагандисты обычно упускают из виду, что китайско-российский альянс строится на прочном фундаменте. Здесь следует напомнить, что первым зарубежным визитом Си Цзиньпина в качестве президента страны, в марте 2013 года, то есть за год до украинского кризиса, который привел к западным санкциям против Москвы, был визит именно в Россию. Однако, многие западные аналитики настаивают на том, что суть российско-китайского сближения заключается именно в «развороте к Китаю», вынужденном маневре на фоне резкого охлаждения отношений с Европой и Западом в целом.
Выступая накануне визита в Россию, Си Цзиньпин сказал, что две страны являются «самыми важными стратегическими партнерами друг для друга», и что они говорят «на общем языке». Он назвал Россию «дружественным соседом», и подчеркнул тот факт, что его визит в Москву почти сразу после вступления на пост президента является «свидетельством той величайшей важности, которую Китай придает своим отношениям с Россией. Китайско-российские связи вступили в новую фазу, когда две страны предоставляют друг другу огромные возможности для развития».
В интервью российским изданиям по случаю визита Си Цзиньпина, президент Владимир Путин заявил, что российско-китайское сотрудничество ведет к «более справедливому мировому порядку». Россия и Китай, сказал он, демонстрируют «сбалансированный и прагматический подход» к международным кризисам. Кстати, в одном из своих выступлений в 2012 году Путин призвал к дальнейшему расширению экономического сотрудничества с Китаем, сформулировав свою мысль так: «чтобы поймать китайский ветер в паруса российской экономики».
Одним из важных итогов переговоров между Путина с Си Цзиньпином стало оформление прямого личного контакта между двумя высшими должностными лицами в Москве и Пекине. В 2014 году тогдашний руководитель Администрации президента Сергей Иванов и глава секретариата Центрального комитета Коммунистической партии Китая Ли Чжаньшу институционализировали этот формат в ходе визита Иванова в Пекин.
Это был первый в истории подобный формат контактов Китая непосредственно с другой страной. Ли Чжаньшу и Сергей Иванов составили дорожную карту многогранных отношений, основанных на интенсивных контактах на высшем уровне, а также закрепили ориентацию на стратегическое партнерство. А четыре года спустя, во время визита в Москву в сентябре 2019 года уже в своей новой должности председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китая, Ли Чжаньшу заявил в ходе встречи с Путиным в Кремле: «Сегодня Соединенные Штаты ведут политику двойного сдерживания в отношении Китая и России, а также пытаются посеять между нами раздор, но мы это прекрасно видим и не заглотим эту наживку».
«Главная причина состоит в том, что у нас есть прочный фундамент взаимного политического доверия. Мы будем и впредь укреплять его и решительно поддерживать стремление друг друга идти по собственному пути развития, а также отстаивать национальные интересы, суверенитет и безопасность обеих стран», – добавил он.
В беседе с Путиным Ли сказал: «За последние несколько лет наши отношения достигли беспрецедентно высокого уровня. Это стало возможным в первую очередь благодаря стратегическому руководству и личным усилиям двух лидеров. Председатель КНР Си Цзиньпин и вы – великие политики и стратеги, мыслящие глобально и широко».
Фактически, совместное заявление Си Цзиньпина и Путина, сделанное 5 июня прошлого года в Москве во время визита китайского лидера в Россию, по общему мнению, ознаменовало переломный момент, который поднял двусторонние отношения на новый уровень «всеобъемлющего стратегического партнерства и координации в условиях новой эпохи».
Китайский комментатор Кун Цзюнь, писавший в то время для газеты Женьминь жибао», назвал июньское заявление 2019 года «демонстрацией созревания отношений, характеризующихся наивысшей степенью взаимного доверия, высочайшим уровнем координации и взаимной стратегической ценности». Проще говоря, государственный визит китайского лидера в Россию в прошлом году стал сигналом для всего мира о том, что две державы находятся на пороге построения союзнических отношений де-факто, хотя и не де-юре.
К тому времени активно формировался в том числе и вполне работоспособный военный альянс. Ровно через три месяца после упомянутого выше визита Си Цзиньпина, Путин впервые заговорил перед отечественной аудиторией о «союзе» с Китаем. Это произошло 6 сентября 2019 года во Владивостоке. С тех пор в посланиях, которыми обмениваются лидеры России и Китая, неизменно подчеркивается их приверженность взаимным обязательствам и решимость совместно защищать «глобальную стратегическую стабильность», как это было провозглашено в их совместном заявлении в июне 2019 года.
А еще месяц спустя, выступая на политической конференции в Сочи, путин взорвал информационную бомбу: «В настоящее время мы помогаем нашим китайским партнерам создать систему раннего предупреждения о ракетном нападении. Это весьма серьезный шаг, который резко повысит обороноспособность Китайской народной республики. В настоящее время подобные системы имеются только у Соединенных Штатов и России». Кроме того, Путин осудил и назвал тщетными попытки США сдерживать Китай путем экономического давления и создания Азиатско-Тихоокеанских альянсов (таких как «Quad», четырехсторонняя инициатива с участием США, Австралии, Японии и Индии) с другими региональными государствами.
На следующий день пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков высоко оценил «особые отношения, расширенное партнерство России с Китаем… в том числе и в наиболее чувствительных сферах, связанных с военно-техническим сотрудничеством, безопасностью и обороноспособностью».
Генеральный директор российского производителя вооружений, Международной акционерной корпорации «Вымпел», Сергей Боев подтвердил отечественным СМИ, что компания работает над «моделированием» системы предупреждения о ракетном нападении для Китая. «Мы не можем говорить об этом более подробно из-за требований конфиденциальности, предусмотренных соглашением», – сказал Боев.
Комментируя выступление Путина, прокремлевский новостной сайт «Взгляд» отметил, что, хотя Москва и Пекин не намерены в ближайшее время заключать официальный военно-политический союзнический договор, обе страны де-факто уже являются союзниками. Они тесно координируют свои действия в различных сферах, совместно выстраивают новый мировой порядок, который может привести к ослаблению влияния Соединенных Штатов в Азии.