СП-2: немцы против американских санкций

Кристин Зиллмер, муниципальный политик из крошечного немецкого городка  Засниц на северо-востоке Германии ощетинивается от ярости, вспоминая, как Америка совала свой нос во внутренние дела её страны.

В конце 2019 г. трио американских сенаторов (Том Коттон, Тед Круз и Рон Джонсон) выступило с требованием, чтобы международные компании прекратили строительство газопровода, связывающего Россию и Германию. Несогласным грозили санкциями, и шведско-голландская фирма вышла из проекта, предоставив русским отправлять суда для прокладки последнего участка трубы.

Сенаторы упомянули в письме портового оператора её города, и фрау Зиллмер это просто ошарашило:

«Я была в шоке, — говорит она. – Засниц маленький городок, и угрожать нам, «маленьким людям», санкциями – нет слов. Мы просто пешки, когда Германия зажата между Америкой и Россией».

В августе в этой игре в трансатлантические шахматы последовал новый поворот: был отравлен  А.Навальный. Канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что Кремль должен за это ответить, а политики из её партии заговорили о возможности прекращения строительства СП-2.

На первый взгляд, это просто энергетический проект. Но поскольку Запад мало доверяет Владимиру Путину, газопровод, связывающий Россию и Европу, стал горячей точкой в геополитике. Что будет с газопроводом, если президентом станет Джо Байден? Он противник СП-2, но всё-таки, вероятно, не захочет слишком откровенно давить на таких ключевых союзников, как Германия, поскольку намерен восстанавливать и укреплять трансатлантические связи с Европой.

«Главный вопрос, — говорит Кристоф Вебер, специалист по экономике и энергетике университета Дуйсбург-Эссен, — Насколько далеко зайдёт Европа, позволяя Америке силой продавливать американские интересы на европейской земле?»

Геополитический футбол

США утверждают, что СП-2 (второй газопровод, который будет поставлять в ЕС 55 млрд. кубометров газа ежегодно, на протяжении 50 лет), — увеличит зависимость Европы от России. Однако Германия возражает, что американцами движет не столько забота об энергетической безопасности Европы, сколько желание продавать ей больше СПГ.

Это энергетика на стыке экономики и геополитики. Примерно четверть энергетических потребностей Германии закрывает газ, и почти весь он импортный. «Конечно, для германской экономики вопрос о газе и источников его получения очень важен», — говорит Джулиан Хинц, специалист по вопросам международной и внутренней экономики Института мировой экономики в Киле.  Тем не менее, по его словам, СП-2 означает не одностороннюю, а обоюдную зависимость. «Это вопрос торговли. Конечно, русские могут прекратить поставлять газ, но и мы можем остановить платежи. А им эти доходы нужны. С другой стороны, введение санкций обернётся убытками для обеих сторон». И к тому же, другие маршруты импорта газа могут оказаться дороже.

Однако отравление г-на Навального — очередной инцидент в ряду прочих (взлом Бундестага российскими хакерами, постоянные дезинформационные кампании, убийство в берлинском парке в 2019 г.) — снова напомнило о том, насколько враждебными стали отношения Германии с Россией.  «И при всех ранее случавшихся инцидентах реакция правительства Германии ограничивалась в основном заявлениями, но не было никаких действий, — говорит доктор Майстер. — Наверное, настал момент, когда немецкое правительство больше отступать не может».

Министр иностранных дел Германии Хайко Маас сказал, что надеется, что «русские не заставят нас изменить нашу позицию в отношении Северного потока 2».

Экологический тупик?

Возможностью напомнить о себе воспользовались и борцы с глобальным потеплением. Ряд учёных-климатологов считает, что переход на природный газ — пустая трата времени и денег. «Изменение климата происходит намного быстрее, чем мы думали ранее, — говорит доктор Никлас Хёне, партнер-основатель Нового института климата. — Десять лет назад, когда правительство Германии обдумывало планы СП-2, мы полагали, что газ — это скорее мостик к возобновляемым источникам энергии, но мы опоздали. Мы должны сейчас переходить непосредственно на возобновляемые источники энергии». Деньги, потраченные на строительство СП-2, можно было бы потратить  на технологии энергосбережения и развитие ВИЭ, — отрасли, сильно пострадавшей в Германии от десятков тысяч увольнений.

Однако мало кто из специалистов считает, что СП-2 не будет достроен. Для него не стали большой угрозой голоса противников России, объединившихся с экологическими активистами. Ведь остановка строительства  это гарантированные крупные судебные иски, что может дорого обойтись всем заинтересованным сторонам.

Но есть и такое мнение: если президент Байден попросит Германию пересмотреть решение, касающееся СП-2, то правительству Германии будет гораздо труднее сказать «нет» президенту Байдену, чем президенту Трампу.

Нужно договариваться

Однако вернёмся в Засниц, порт которого, Мукран, внезапно стал нарицательным в политических кругах России и ЕС. Фрау Заллмер считает, что вопрос о трубопроводе должен быть отделён от желания Германии или Америки наказать Россию. «Для людей, живущих в этом регионе, остановка проекта будет означать, что мы позволяем Америке нам диктовать, что мы позволяем ей нам угрожать».

По её словам, один из способов избежать этого – поддерживать между США, Германией и Россией желание договариваться. С этой целью фрау Заллмер и группа граждан города направили письмо трём упомянутым американским сенаторам. Однако ответа не последовало – на письмо просто не обратили внимания.

В конце концов, по её словам, шумиха вокруг СП-2 в Заснице не имеет финансовой подоплёки. Хотя многие местные жители были заняты в логистике и укладке труб, «эти работы уже закончены, и вопрос рабочих мест тут роли уже не играет, — говорит она. — С экономической точки зрения остановка строительства СП-2 по нам не ударит. Но это оскорбляет наши чувства».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий