Вот что нужно помнить: существование Калининграда (и его доступ к морю) даёт российскому правительству возможность управлять динамикой политической эскалации в отношениях с НАТО. Когда Москва хочет оказать давление на колеблющиеся правительства стран НАТО, оно может устроить показательное шоу, развернув в этом анклаве какое-то новое пугающее оружие.
В 1945 г. Советские армии оккупировали Восточную Пруссию, часть Германии, территориально отделённую от остального Рейха с 1918 г. (и на короткое время воссоединённую с ним в 1939 г.). Этнически немецкая территория с историческим прусским городом Кёнигсберг, эта земля представляла проблему для Советов. Они не были заинтересованы в возвращении её Германии, особенно потому, что такой шаг усилил бы напряжённость с поляками, и они не хотели создавать независимое социалистическое немецкое государство – рождение Германской Демократической Республики было ещё делом будущего. Сталин решил просто аннексировать эту территорию, изгнав местных немцев и заменив их русскими.
До 1991 г. калининградский анклав территориально соприкасался, хоть и не с Российский Федерацией, но с Советским Союзом. После отделения балтийских республик и развала СССР, Калининград оказался отделённым от остальной России. Когда балтийские республики вступили в НАТО, он оказался враждебной территорией глубоко внутри западного альянса. Это сделало Калининград крайне уязвимым, но и превратило его в потенциально смертельную военную угрозу. В последнее время российское правительство широко освещало развёртывание в анклаве некоторых из самых смертоносных систем вооружений. Предназначенные защищать Калининград, эти системы могут представлять собой также опаснейшую наступательную угрозу в сердце натовского альянса.
Система С-400
Как подробно было описано в многочисленных статьях нашего издания, С-400 — одна из самых эффективных систем ПВО в мире. Он включает в себя множество радаров, коммуникационного оборудования и технологию управления информацией, необходимых для функционирования многоуровневой интегрированной ПВО, и может защищать от самолетов, баллистических и крылатых ракет. Радары могут отслеживать десятки (возможно, сотни) целей по всему спектру угроз.
Система С-400 оснащена множеством различных ракет, от ЗРК малой дальности (до 40 км) до сверхдальних (до 400 км). Ракеты 400-км дальности способны проникать глубоко в натовскую территорию, что затруднит организацию поддержки с воздуха при проведении операций в районе Балтийского моря. Наличие С-400 осложнит и попытки уменьшить калининградский анклав, вынуждая НАТО полагаться на самолёты-невидимки, высокоточное оружие дальнего действия или (возможно) обычную дальнюю артиллерию с целью ликвидации угрозы, которую представляют российские сухопутные силы и наступательные ракетные системы.
Способность С-400 обнаруживать, идентифицировать и сбивать американские самолёты-невидимки остаётся под вопросом. Однако нет сомнений, что системы С-400 могут нанести урон боевым самолётам 4-го поколения, а тем более флоту гражданских авиалайнеров, которые обычно используются в Центральной Европе. Действительно, развёрнутая в Калининграде С-400, если её рассматривать как наступательную систему, сможет полностью подорвать экономику воздушных перевозок в регионе, по крайней мере, на время продолжения любого конфликта.
Ракета «Искандер»
Баллистический ракетный комплекс «Искандер-М» это ударный наземный и морской компонент системы дальней обороны Калининграда. Точная информация о характеристиках «Искадера-М» по-прежнему труднодоступна, но мы знаем, что она может доставлять обычные и ядерные боеголовки различных типов на дальность до 400 км (по некоторым оценкам, до 500 км). «Искандер» на конечной стадии полёта может маневрировать, что потенциально даёт ракете возможность преодолевать системы ПРО.
Недавно российское правительство устроило большую публичную демонстрацию переброски вооружённых ядерными боеголовками «Искандеров» в Калининград, что позволит Москве нанести удары по множеству натовских целей в крайне малый промежуток времени. Что с обычными, что с ядерными боеголовками, «Искандеры» способны сорвать мобилизацию и операции НАТО. Ядерные боеголовки могут угрожать взять НАТО в заложники в случае конфликта из-за Балтики или другой территории. В частности, эти ракеты могут быть наведены на объекты ПРО в Польше, уничтожение которых подвергнет НАТО ещё большему риску нападения России.
Какую бы большую угрозу Калининград ни представлял для НАТО, она может иметь только временный эффект. У России нет надежных средств долгосрочной защиты анклава, кроме наступления, которое открыло бы коридор через территорию НАТО. Российские силы, возможно, достигнут временного превосходства в Прибалтике и восточной части Польши, однако силы НАТО, несомненно, сосредоточатся на скорейшем захвате Калининграда. К тому же НАТО подвергнет анклав последовательным и подавляющим электронным атакам и атакам с помощью оперативно-тактических ракет в начале боевых действий, надеясь уничтожить или подорвать любые возможности для наступления, прежде чем российские войска смогут сделать то же самое с силами НАТО.
Тем не менее, наличие Калининграда (и его доступ к морю) дает российскому правительству возможность управлять динамикой политической эскалации в отношениях с НАТО. Когда Москва хочет оказать давление на колеблющиеся правительства стран НАТО, она может устроить отличную демонстрацию, разместив в анклаве какое-то новое пугающее оружие. Однако вполне возможно, что, если Калининград станет слишком неудобным, НАТО может предпринять политические шаги, направленные на дестабилизацию анклава, что доставит Москве массу лишней головной боли. В этом, как и во многих других областях, НАТО и Россия играют в тонкую игру, искусно манипулируя давлением.