Китайские и российские самолёты прощупывают южнокорейскую систему ПВО

Южнокорейские истребители были подняты в воздух на перехват китайских и российских самолётов, которые прощупывали одно из самых слабых мест в корейско-японо-американской системе обороны в Северо-Восточной Азии. Видимо это и новый этап в развитии китайско-российского сотрудничества, и проверка на отсутствие координации в обороне между Японией и Южной Кореей.

Во вторник около 8 утра 4 китайских и 15 российских самолётов вторглись в опознавательную зону ПВО Южной Кореи (KADIZ). Китайские самолёты передали опознавательные сигналы перед входом в KADIZ, а 15 российских самолётов –Ту-95, Су и  А-50 – вошедшие с севера — нет. Они пролетели вблизи спорных островов Токто (Такэсима). А-50 несколько раз входил и выходил из зоны KADIZ.

В этом году это  уже 4-е подобное вторжение со стороны китайских ВВС и первое со стороны российских. Хотя опознавательная зона ПВО не считается суверенным воздушным пространством, общепринятым является, чтобы воздушные суда, входя в неё, себя идентифицировали.

В этом районе проблема осложняется тем, что китайская, южнокорейская и японская опознавательные зоны ПВО частично перекрывают друг друга.  В перекрывающиеся сектора входит и ряд спорных островов. Более того, Россия не признаёт KADIZ. На этот раз южнокорейский самолёт ракету не выпустил, в отличие от инцидента в июле 2019 г., когда два российских Ту-95 пролетели прямо над островами Токто (Такэсима). Сеул заявил Китаю и России дипломатический протест.

Какова цель?

По мнению наблюдателей это говорит о растущем взаимодействии и координации китайских и российских военных, т.к. проведение подобной операции предполагает взаимные консультации  и тщательное планирование на всех уровнях.

Скорее всего, целью было получить данные, узнать время реакции и то, как реагирует противоположная сторона. Повторение таких операций может стать новой тенденцией и регулярной практикой.

Целью могла быть и проверка отсутствия координации между корейскими и японскими системами ПВО.

С другой стороны, отсутствие военного сотрудничества между Японией и Южной Кореей давно раздражает США, у которых есть альянс с обеими странами, но нет трёхсторонней региональной архитектуры безопасности. В этом аспекте операция могла быть направлена и на то, чтобы помешать сближению Японии и Южной Кореи.  После инцидента в июле 2019 г., когда южнокорейский самолёт во время перехвата произвёл выстрел над островами Токто (Такэсима), Токио подал официальную ноту, что вызвало возмущение Сеула.

«Китайцы действительно думают о расколе альянсов, поэтому многое из того, что они делают, направлено на это, — говорит отставной полковник морской пехоты США Грант Ньюшем. – Если заставить японцев и южнокорейцев держать друг друга за глотку, это выигрышно со всех сторон, и к тому же отвлечёт американцев».

Сейчас между военными Японии и Южной Кореи действует только соглашение об обмене разведданными. И даже эта тонкая нить была почти разорвана в 2019 г., в результате торгового спора между Японией и Кореей – Сеул не стал разрывать соглашение только из страха перед давлением США. Ещё раньше, в октябре 2018 г., Сеул потребовал от японского военного корабля, прибывшего для участия в параде, спустить свой флаг, который многие корейцы считают символом империалистического прошлого Японии. Японский корабль решил отказаться от участия.

А в декабре 2018 г. южнокорейский эсминец «засветил» японский самолёт-разведчик на своём радаре в качестве цели – что вызвало дипломатический переполох. Проблема отношений не разрешена и по сей день. А учитывая, что и в Корее, и в Японии есть американские базы, адресатом российско-китайского сигнала, по мнению Ньюшема, могут быть и США.

«Определённо, они посылают сигнал Японии и Корее, но, возможно, даже в большей степени, американцам с приходом новой администрации, которую они совершенно не уважают, — говорит он. – Это разминка мышц и репетиция на будущее». Ведь ВМС США патрулируют в водах, которые очень чувствительны для Пекина, а американские самолёты, базирующиеся в Японии, совершают полёты над Южно-Китайским морем.

Неформальные альянсы

Между Японией и Кореей нет военного пакта – но его нет и между Китаем и Россией. Военные ведомства Сеула и Токио более дружественно относятся друг к другу, чем политики, но и военное сотрудничество за последние два года пострадало.

И наоборот, хотя Пекин и Москва и не связаны формальным союзом, ВС обеих стран укрепляют военное сотрудничество уже более 10 лет. Их совместные учения в рамках ШОС, начиная с 2005 г. проводились в Китае, Средней Азии и России, проводятся совместные учения ВМС, причём география их постоянно расширяется. В российских военных академиях проходят обучение тысячи китайских офицеров.

А вот у Японии и Южной Кореи с этим проблемы. Обе имеют с США общие партнёрские отношения в сфере безопасности, в обеих демократия. Но экономически и та, и другая зависят от Китая – своего главного торгового партнёра. Поэтому сама по себе тенденция таких операций правила игры не меняет.

«Не думаю, что всё настолько уж серьёзно, — говорит Ньюшем. – Это довольно дешёвый способ кого-то задеть. Они продвигаются к границам империй, как это делали монголы и гунны».

А один из южнокорейских аналитиков сказал так: «Это просто доказывает, что Корея и Япония находятся в одной лодке. И раздоры между ними не способствуют решению общей проблемы, стоящей перед обеими странами».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий