Избранный президент США Джо Байден не может сравниться по масштабам лжи и инсинуаций со своим предшественником Дональдом Трампом, который, согласно подсчетам, за годы своего катастрофического президентства сделал более 20 тысяч «ложных или вводящих в заблуждение заявлений». Однако, Байден время от времени позволяет себе поистине сенсационно наглую ложь, как например его утверждение от встрече с советским премьером Алексеем Косыгиным в Москве в 1979 году.
Существует запись его воспоминаний от 2007 года, где Байден пишет: «Брежнев выглядел серым; мы этого не знали, но он уже был тяжело болен и находился на пороге смерти. Советский лидер, представившись, извинился и передал свои функции в рамках встречи Косыгину». На первый взгляд, ничего примечательного. Однако, историк из Лилльского университета во Франции Андрей Козовой исследовал подробности этого визита и обнаружил, что Брежнев ни разу не упоминает о встрече с Байденом, как и его личный секретарь или кто-либо еще из участников той встречи. Бывший сенатор Билл Брэдли, который был в одной группе с Байденом, сказал: «Брежнев не был ни на одном из заседаний, где был я, а я посещал все мероприятий с участием нашей делегации в той поездке».
Не менее любопытным является заявление Байдена о том, что он якобы был арестован в Южной Африке в 1990 году за то, что «пытался добиться встречи» с Нельсоном Манделой в тюрьме. Газета The Washington Post обнаружила, что эта история также является вымыслом от начала до конца, и Байдену пришлось признать это.
В этой связи нельзя не вспомнить интервью Байдена, опубликованное в журнале New Yorker в июле 2014 года, где он описывает свой визит в Москву в 2011 году, в ходе которого познакомился с тогдашним премьер-министром России Владимиром Путиным. «У меня был переводчик, и когда Путин показывал мне свой кабинет, я не удержался и сказал: Удивительно, на что способен капитализм, не так ли? Изумительный кабинет! И он засмеялся. Когда я повернулся, я оказался так близко к нему, – сказал Байден, показывая, что два лидера стояли всего в нескольких дюймах друг от друга. «Я сказал: «Господин премьер-министр, вот я смотрю вам прямо в глаза и не думаю, что у вас есть душа», – добавил он. В ответ на вопрос, правда ли это или всего лишь анекдот, Байден решительно подтвердил: «абсолютно… он тогда посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «Мы понимаем друг друга».
Еще одна утка вроде история с Манделой? Очередной плод воображения Байдена? Или, возможно, все-таки правда? Если так, что она означает? Впрочем, если это выдумка, не менее интересно, в чем ее смысл.
Нынешняя позиция Вашингтона в отношении России и Китая носит предельно антагонистический характер. Обе державы рассматриваются как враги, и Стратегия национальной обороны содержит непоколебимо конфронтационное намерение «восстановить преимущество Америки, блокируя способность глобальных противников, России и Китая, бросить вызов самим США или нашим союзникам».
Что касается России, предвыборный штаб Байдена опубликовал брошюру, в которой подчеркивается, что «вера Джо Байдена в необходимость долгосрочной поддержки стран Балтии и сохранение приверженности США своим связям с союзниками по НАТО, резко контрастирует с позицией Дональда Трампа, который усомнился в ценности Североатлантического альянса». Между тем, сенатор Байден в мае 2003 года с энтузиазмом голосовал за вступление Эстонии, Латвии и Литвы в НАТО. С тех пор его приверженность идее обеспечения безопасности стран Балтии только возросла». А 25 октября 2020 года в ходе предвыборной кампании Байден публично заявил, что «самую большую угрозу для Америки с точки зрения национальной безопасности и сохранения международных альянсов представляет именно Россия».
Едва ли Кремль всерьез обеспокоен позицией Байдена, хотя, как известно, Москва предпочла бы развивать взаимную торговлю, контроль над ядерными вооружениями и активизировать общее сотрудничество с Соединенными Штатами, одновременно углубляя связи с другими странами и регионами, прежде всего с Китаем.
28 декабря Байден ясно охарактеризовал свою будущую политику в отношении Китая, сказав: «поскольку мы конкурируем с Китаем и привлекаем китайские власти к ответственности за злоупотребление в торговле и хищения технологий, а также нарушения в области прав человека и других сферах, наша позиция будет значительно сильнее, если мы сформируем коалиции единомышленников». А через два дня газета Financial Times сообщила, что «ЕС и Китай обнародовали долгожданный инвестиционный договор, направленный на открытие новых прибыльных возможностей для сотрудничества».
Неужели Байден не знал, что Европейский Союз и Китай вели переговоры на протяжении семи лет, прежде чем достигли этого соглашения? И неужели ему никто не рассказывал о разговоре, состоявшемся 28 декабря между президентами Си Цзиньпином и Владимиром Путиным? Разумеется, об этом ничего не писали такие СМИ как New York Times, однако, согласно китайским источникам, президент Си Цзиньпин заявил, что он «твердо придерживается намерения поддерживать самые тесные контакты в различных формах со своим российским коллегой в стремлении привести две страны к еще более глубокой всеобъемлющей стратегической координации и практическому сотрудничеству по самому широкому кругу вопросов». Разумеется, это была отнюдь не просто вежливость, и Вашингтону не мешало бы принять к сведению, что Китай и Россия вместе добиваются «устойчивого развития при условии регулярной профилактики и контроля Covid-19, а также достигли прогресса в сближении инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза».
Гонконгская газета South China Morning Post подчеркнула мысль Си Цзиньпина о том, что «на китайско-российские отношения не влияют изменения международной обстановки или иные факторы. Укрепление стратегического сотрудничества между Китаем и Россией может эффективно противостоять любым попыткам внешнего давления и разделения двух стран». Однако, похоже, Вашингтон устраивает дальнейшее сближение Китая и России, потому что недавно было выдвинуто очередное обвинение в том, что за убийство американских военнослужащих в Афганистане предлагалось денежное вознаграждение. В июне 2020 года New York Times сообщила, что «американские разведчики пришли к выводу, что российская военная разведка предлагала талибам премии за убийство американцев. История была фальшивкой, но пропаганда сработала успешно, и теперь еще несколько «высокопоставленных чиновников администрации» распространяют очередную пикантную историю, на этот раз утверждая, что «у США имеются доказательства того, что Китай пытался финансировать нападения на американских военнослужащих».
Пропагандистская кампания администрации США против Китая и России оказалась эффективной: опрос исследовательского центра Pew показал, что 62 процента американцев считают «мощь и влияние Китая главной угрозой», в то время как 71 процент негативно относятся к России.
Намерения Байдена в отношении России и Китая – фундаментальный вопрос внешней политики США. Неужели новый президент США на самом деле убежден, что у Путина нет души и что он является «самой большой угрозой для Америки»? И намерен ли он всерьез попытаться создать коалицию против Китая? Для миллиардов людей на планете было бы хорошо, если бы он задумался о растущем сотрудничестве между Россией и Китаем и решил, что Соединенные Штаты должны присоединиться к этому созидательному взаимодействию.