В условиях санкций, как со стороны Европейского Союза, так и США, за ряд действий, вызвавших ярость и раздражение у западных союзников Анкары, президент Эрдоган постепенно меняет внешнеполитическую ориентацию Турции, уводит страну из западного лагеря в направлении России и Китая.
Однако, считается, что несмотря на растущее геополитическое отчуждение между Турцией и Западом, а также большое количество сделок с Китаем и Россией, Эрдоган не желает разрывать связи с Вашингтоном и Брюсселем.
После удивительного успеха в ослаблении влияния турецких военных кругов, которые на протяжении десятилетий были арбитром всех политических споров в Турции, Эрдоган отошел от прозападной кемалистской идеологии и приблизился к автократическому неоосманскому экспенсионистскому национализму.
В рамках своей амбициозной, но весьма рискованной внешней политики Эрдоган вмешался в конфликты в Сирии, Ливии и Азербайджане, а также возобновил давние споры Турции с Грецией и Кипром.
Соединенные Штаты ввели санкции в отношении Анкары из-за приобретения российских комплексов С-400. Эта сделка, как настаивают в Вашингтоне, наносит ущерб оперативной совместимости оборонной системы НАТО и нарушает «священное правило» альянса, согласно которому его члены никогда не должны покупать военную технику у производителей, не входящих в НАТО. Бывший президент США Дональд Трамп закрывал глаза на многие прегрешения Эрдогана, но в конце своего президентского срока не воспользовался правом вето, и санкции против Анкары вступили в силу, что, несомненно, нанесет ущерб оборонной промышленности Турции.
В свою очередь, Байден открыто критикует Эрдогана и, в отличие от Трампа, безусловно выступает за укрепление НАТО, поэтому Вашингтон больше не будет смотреть «сквозь пальцы» на военное вмешательство Турции в разных частях мира, как это было прежде. Что же касается Евросоюза, он весьма недоволен воинственной позицией Эрдогана в Эгейском море и территориальных водах Кипра, где турецкие суда ведут незаконные геологоразведочные работы. Кроме того, ЕС раздражают постоянные угрозы Эрдогана открыть шлюзы и наводнить Европу потоками беженцев, а также вмешательство Турции в конфликты в Ливии, Сирии, Нагорном Карабахе и других местах.
Брюссель дал Турции определенное время, чтобы она могла исправить свое поведение, а в противном случае пригрозил ввести гораздо более жесткие санкции, чем те, что применяются в настоящее время. Канцлер Германии Ангела Меркель охарактеризовала недавние действия Турции как «очень агрессивные и, я бы сказала, провокационные».
Оставшись почти без друзей и столкнувшись с растущими внутренними проблемами, включая тяжелый удар пандемии коронавируса на важный туристический сектор экономики, девальвацию лиры в 2020 году почти на 40 процентов, сокращение денежных резервов и уход иностранных инвесторов, Эрдоган обратил свое внимание на Россию и Китай.
Россия является одним из важнейших торговых партнеров Турции, объем торговли между двумя странами в 2019 году достиг 26,3 миллиарда долларов. При этом экспорт Турции составил 3,85 миллиарда, а импорт — 22,45 миллиарда долларов. Одним из важнейших направлений в отношениях между двумя странами является энергетика. Россия строит атомную электростанцию «Аккую» у побережья Средиземного моря, а в январе 2020 года вступил в эксплуатацию газопровод «Турецкий поток».
Китай, в свою очередь, решил воспользоваться возможностями, которые возникли в результате экономических проблем, стоящих перед турецкой экономикой, частично из-за неэффективного управления Эрдогана. Пекин бросил спасательный круг этому исламскому авторитарному лидеру, став вторым крупнейшим импортером турецкой продукции после России. Кроме того, Пекин предоставил Анкаре кредиты на сумму около 4,6 миллиарда долларов, тем самым позволив избежать заимствований у Международного валютного фонда, а также инвестировал в ее экономику около 3 миллиардов долларов.
Как писали авторы статьи в журнале Foreign Policy, «китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) предлагает Турции источник новых кредитов, а Пекину взамен обеспечивает стратегический плацдарм на Средиземном море. В рамках этой инфраструктурной инициативы Турция завершила строительство железной дороги из Карса в восточной Турции через Тбилиси в Баку на побережье Каспийского моря, где она соединяется с транспортными сетями, ведущими в Китай. В 2015 г оду китайский консорциум купил 65 процентов акций третьего по величине контейнерного терминала Турции, Kumport в Стамбуле, тем самым приобретя ключевую позицию в сфере контейнерных перевозок.
Китайские инвесторы помогли спасти мегапроекты Эрдогана, страдавшие от ненадлежащего управления. В январе 2020 года китайский консорциум купил 51 процент моста султана Селима Явуза, соединяющего Европу и Азию через Босфор, после того как прогнозы по доходам не оправдались, и итальяно-турецкий консорциум, контролировавший мост, захотел уйти.
Теперь вопрос заключается в том, введет ли администрация Байдена более жесткие санкции против Турции, что может толкнуть Анкару в объятия России, или, напротив, попытается вернуть ее в лоно западного альянса. Некоторые аналитики утверждают, что Турция имеет огромное стратегическое значение для США и Европы, поэтому ее возвращение было бы огромной победой для Байдена, и он, по всей вероятности, сосредоточит на этом свои усилия.