Российско-индийское сотрудничество отвечает интересам США

В 2020 году ежегодный саммит Индия-Россия был отменен впервые с момента его создания. Официальной причиной стала пандемия Covid-19, на которую сейчас принято возлагать вину за отмененные мероприятия.

Отмена этого саммита стала редкой заминкой в традиционно тесном российско-индийском партнерстве. Москва на протяжении десятилетий последовательно доказывала, что является надежным партнером Нью-Дели, особенно в трудные времена. Со времен американского бойкота индийского субконтинента во время Кашмирской войны 1965 года, Россия (в то время Советский Союз) была основным поставщиком оружия Индии. В то время как Соединенные Штаты поддерживали Пакистан во время так называемой «освободительной войны» в Бандгладеш в 1971 году, и даже направили в Бенгальский залив свой авианосец, Москва неизменно выступала на стороне Индии. В конце девяностых годов, когда Индия провела второй раунд ядерных испытаний, Россия, опять же в отличие от США, не критиковала Нью-Дели публично и фактически помогала ее зарождающейся ядерной программе.

Когда в ООН обсуждался спорный вопрос по Кашмиру, Россия традиционно использовала свое право вето, чтобы блокировать критические резолюции. Индия в ответ также предпринимала дружественные меры – например, молчаливо поддержала присоединение Крыма Россией в 2014 году. Во время вооруженного противостояния между Индией и Китаем в Гималаях в прошлом году Россия приостановила поставки Пекину комплексов противовоздушной обороны С-400, вероятно, под давлением Индии.

Таким образом, несмотря на пандемию, отмена двустороннего саммита  стала заметным негативным событием, идущим вразрез с общим ходом многолетних партнерских отношений. Covid-19 может также стать удобным оправданием для маскировки растущей обеспокоенности России по поводу углубления индийско-американских отношений в сфере безопасности, и особенно активного участия Нью-Дели в Четырехстороннем диалоге по безопасности, известном как «Quad».

С точки зрения Москвы, «Quad» подрывает интересы России по нескольким  направлениям. Москва предпочитает трехсторонний формат Россия-Индия-Китай (РИК) для решения многих проблем в области безопасности и дипломатии, от нормативного продвижения принципа нерушимости государственного суверенитета до формирования более многополярного глобального управления и архитектуры безопасности без американского доминирования.

С начала двухтысячных годов под эгидой РИК возник целый ряд инициатив, в том числе в рамках  Шанхайской организации сотрудничества и группы БРИКС, включающей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. Россия не хотела бы, чтобы формат Quad вбил клин между Индией и Китаем.

Москва также испытывает естественную неприязнь к «эксклюзивным» механизмам безопасности из-за испорченных отношений с НАТО. Это происходит даже несмотря на то, что у России имеются серьезные сомнения относительно перспективы китайского доминирования в Азии. Хотя главной миссией Quad является сдерживание растущего влияния Пекина, в Москве испытывают серьезное подозрение, что этот альянс направлен в том числе и против России.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал гипотезу, что Quad неизбежно нанесет ущерб отношениям между Россией и Индией. Эту точку зрения нельзя назвать абсолютно надуманной, особенно если принять во внимание Закон США о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Этот закон, предусматривающий введение санкций против любой страны, закупающей российские вооружения и военную технику, уже значительно осложнил партнерство в сфере безопасности между США и странами Азии, прежде всего, такими как Вьетнам и Индонезия.

Индия также не является исключением. Администрации Трампа и Байдена отказались предоставить Нью-Дели освобождение от санкций, если она закупит зенитно-ракетные комплексы С-400, или даже менее значимые российские системы. В то время как Индия расширяет свои военные связи с Соединенными Штатами, как  на двусторонней основе, так и в формате Quad, давление на руководство страны со стороны Вашингтона с целью значительного сокращения закупок российских вооружений, скорее всего, будет лишь усиливаться в ближайшие  годы.

На фоне обеспокоенности Москвы и давления Вашингтона, Индия попыталась наметить компромиссный путь. Вежливо опровергая опасения России по поводу четырехстороннего диалога, Нью-Дели также упорно придерживается своего обещания закупить комплексы С-400. Кроме того, Индия инициировала трехсторонний интеграционный процесс с Японией и Россией, направленный на стимулирование инвестиций в малонаселенный российский Дальний Восток. Этот трехсторонний формат призван заверить Россию в «инклюзивности» индийского видения концепции Индо-Тихоокеанского региона, а также ослабить зависимость Москвы от китайских инвестиций в дальневосточном регионе, территория которого прежде частично находилась под контролем династии Цин.

Как же Соединенные Штаты должны реагировать на то, что на первый взгляд представляется возможностью еще больше изолировать Россию? Вместо того, чтобы вбить клин между Нью-Дели и Москвой, оптимальная реакция Вашингтона, напротив, фактически дала бы Индии дополнительную свободу маневра. В частности, угрожая Нью-Дели санкциями на основании закона CAATSA, США фактически предлагают Нью-Дели сделать нелегкий выбор между собой и одним из своих самых авторитетных традиционных партнеров в сфере безопасности. Индия, которая на протяжении десятилетий придерживалась политики неприсоединения, в принципе не может в одночасье превратиться в союзника Соединенных Штатов, подобного Японии. Чрезмерное давление на Индию и принуждение ее выбирать сторону в конфликте может осложнить углубление интеграции в рамках четырехстороннего диалога, особенно после того, как Нью-Дели и Пекину удалось снизить напряженность путем частичного вывода своих войск из спорных приграничных районов в Ладакхе.

Кроме того, прочные российско-индийские связи не обязательно противоречат интересам Соединенных Штатов, не в последнюю очередь потому, что они способствуют снижению зависимости России от Китая. Так, например, Москва намеренно ввела Индию в состав Шанхайской организации сотрудничества, чтобы уравновесить влияние Китая в Центральной Азии. Кроме того, Россия и Индия совместно разработали ракету «BrahMos», которая способна значительно укрепить позиции государств, имеющих выход к Южно-Китайскому морю.

Хотя в отношениях между Индией и Россией не все отвечает интересам США, решая проблему сдерживания китайской угрозы, Вашингтон может понять, что прочные и динамично развивающиеся российско-индийские отношения не обязательно так уж плохи для него.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий