Геополитическая переориентация России дала бы колоссальную возможность кардинально изменить международную обстановку в ближайшем будущем. Сотрудничество между Россией и промышленно развитыми странами могло бы стать ярким примером демократического развития, подрывающим китайскую политику продвижения автократии и минимизирующим угрозу кибер-вторжений. Кроме того, это позволило бы значительно сократить потребности в военной мощи, включая ядерные вооружения. С точки зрения дипломатии, сотрудничество с Россией способствовало бы деэскалации конфронтации в Афганистане, Венесуэле, Украине, Беларуси, Сирии и Мьянме.
Распад Советского Союза в декабре 1991 года привел к тому, что Америка превратилась в единственную сверхдержаву планеты. Некоторые даже усматривали в этом «конец истории» и предсказывали превращение Америки в глобального гегемона на долгие десятилетия. Однако завершение холодной войны сопровождалось крупной и до сих пор в значительной степени неосознанной стратегической ошибкой: Запад не смог интегрировать Россию в структуры промышленно развитого мира. Российский народ питал туманные оптимистические надежды на то, что завершение блокового противостояния ознаменует начало новой эпохи мира и процветания. Однако вскорости эти надежды рухнули. Запад молча наблюдал, как хрупкие ростки демократии были уничтожены, а колоссальные активы страны попали в руки немногочисленных элит. Населению внушали, что демократия и рыночный капитализм — это уловки Запада, стремящегося унизить Россию.
Вышеупомянутая ошибка имела также военную составляющую. Крушение Советского Союза привело к исчезновению главного оправдания существованию НАТО как военного союза. Однако вместо упразднения или значительного сокращения и несмотря на предыдущие неофициальные заверения, НАТО начало масштабное и совершенно ненужное расширение. Вполне естественно, что Россия воспринимала это как военную угрозу и решительно выступала против присоединения бывших стран Варшавского договора к НАТО.
Путин сформировался как лидер нации и укрепил свою позицию, обвиняя Запад в экономических проблемах России. Подчеркивая необходимость противостоять НАТО, он возродил и обновил вооруженные силы, что стало источником гордости для россиян. Кремль постоянно заявлял о законном месте России среди мировых лидеров, и эта конфронтационная политика получила широкую внутреннюю поддержку. Это сопровождалось подрывом демократических движений на периферии страны. Так, Москва поддержала сепаратистские режимы отколовшихся провинций Молдавии и Грузии, а также восточных областей Украины. Решительная поддержка режима президента Сирии Башара аль-Асада привела к тысячам смертей и гигантским потокам беженцев в Европу. Когда Соединенные Штаты позорно вывели свои силы из северной Сирии, бросив на произвол судьбы своих курдских союзников, Россия заполнила образовавшийся вакуум. Военно-техническое сотрудничество между Москвой и Анкарой привело к ухудшению отношений США со все более авторитарной Турцией. Поддержка лидера Венесуэлы Николаса Мадуро со стороны России позволила его режиму удержаться на плаву. Наконец, беспорядки в Беларуси в последнее время могут спровоцировать еще одно российское вторжение.
Что касается чисто военных проблем, Путин объявил о значительном увеличении оборонных расходов, с гордостью сообщив о создании новых мощных вооружений, способных сделать бесполезной и устаревшей американскую систему обороны. Его воинственные заявления, в сущности, не что иное, как шоу для российского народа. Кремлю необходим видимый внешний враг, чтобы отвлечь общественное внимание от преступлений плутократической элиты, внутренних репрессий и иных действий, подрывающих провозглашенные демократические идеалы. Его главный страх — не мифическое западное вторжение, а внутреннее восстание. Именно в этом состоит основная причина жесткой реакции на «революцию роз» в 2003 году и «оранжевую революцию» в 2004 году, которые привели к смещению пророссийских правительств в Грузии и Украине. Его главная цель — удержание власти, а основным средством для этого является конфронтация с Западом.
Вполне понятно, почему население страны всем сердцем приняло сильного лидера, который вернул России стабильность и гордость. Путин мастерски использовал двойственное отношение к Западу, которое являлось движущей силой российской политики на протяжении веков. Одновременно он систематически укреплял свою позицию. В июне 2020 года конституционный референдум создал правовую основу для продления срока его президентских полномочий. Несмотря на сохраняющийся высокий уровень популярности Путина, попытки выдвинуть его на новый срок уже были осуждены Венецианской комиссией, высшим органом конституционного права Европы, и могут вызвать массовые протесты в стране. Его положение в стране становится все более уязвимым. Россия плохо справляется с пандемией коронавируса, причем истинные масштабы заражения значительно превосходят официальные цифры. В целом, как экономические, так и демографические тенденции предвещают России мрачное будущее, и Путин мало что может сделать для решения этой проблемы.
Основная цель Запада должна заключаться в том, чтобы сделать сейчас то, что он должен был сделать тридцать лет назад: интегрировать Россию в индустриально развитый мир, как это было сделано с Германией и Японией после Второй мировой войны.
Западные средства массовой информации могут сделать российскую коррупцию и политические репрессии как можно более прозрачными, одновременно разоблачая главную причину экономических неудач и полную несостоятельность заявлений о западной угрозе. Между тем, НАТО в настоящее время считает Россию своим основным врагом, что лишь укрепляет нарратив Путина о враждебности Запада, в то время как любой просчет или неверный шаг может на самом деле привести к вооруженному конфликту. Кроме того, это отвлекает огромные ресурсы от позитивных целей, включая предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий. Вместо этого гигантские денежные потоки идут на поддержку бесконечных войн. Любые шаги в направлении интеграции вызвали бы сильную позитивную реакцию в российском обществе, все более недовольном обстановкой в стране. Российские активисты хотят демократии, но им необходима идея, вокруг которой можно было бы сплотить народ. Мы должны дать им эту идею, активно пригласив россиян к совместным усилиям по развитию.
Америка должна тесно сотрудничать с НАТО, чтобы во всеуслышание провозгласить отказ от акцента на военных операциях и переход к политической, социальной и экономической интеграции России в промышленно развитый мир. НАТО должно убедительно продемонстрировать, что оно не представляет угрозы Москве.
Выработка нового подхода, который способствовал бы превращению России в подлинного партнера других стран на глобальном уровне, имеет решающее значение. У нас уже есть партнерство в совместных операциях по космическим исследованиям, а также в сфере нераспространения ядерных материалов и технологий. Необходимо расширить наш подход, включив в него помощь в решении инфраструктурных и медицинских проблем, развитии обменов в сфере образования, сотрудничество в области охраны окружающей среды и других научных вопросах. В частности, Россия имеет совершенно неадекватную систему автомобильных дорог, в то время как Соединенные Штаты обладают огромным опытом создания общенациональной транспортной сети. И, наконец, коронавирус делает все более актуальным медицинское сотрудничество.
Итак, основной принцип должен состоять в том, чтобы показать российскому народу полную несостоятельность идеи о западной угрозе, а также разоблачить российскую коррупцию и политические репрессии. Программы, которые способствовали бы экономическому развитию и обеспечивали России более устойчивое положение на мировой арене, нашли бы широкую поддержку среди населения. Вместо того чтобы вести к новой холодной войне, сейчас самое время покончить с предыдущей.