Российские ВВС показали на Украине неоднозначные результаты. Раскритикованные в первые месяцы войны за неспособность добиться превосходства в воздухе и нанести решающий урон украинским войскам, российская авиация все же существенно повлияла на успешную оборону России от наступления Украины летом 2023 года и на успехи российского наступления последних месяцев.
Избежав ужасных потерь, понесенных морскими и сухопутными частями, ВВС вполне могут выйти из войны с практически неповрежденной репутацией и сохраненным структурным составом.
По американским оценкам, на апрель 2024 года Россия потеряла около 10% всей своей авиации за первые двадцать шесть месяцев войны, что не очень приятно, но не критично. Большая часть была сбита ЗРК, по другим наносились удары беспилотниками и ракетами во время их нахождения на базах.
В последние месяцы тактика планирующих бомб доказала свою эффективность не только в причинении ущерба, но и обеспечила дополнительную безопасность российским самолетам.
Новое производство
Российская оборонная промышленность продолжает поставлять обновленные версии устаревших самолетов. Объединенная авиастроительная корпорация недавно поставила две партии (по 2-4 самолета) истребителей Су-35С, а в прошлом году — три партии истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Также в 2010-х годах было возобновлено производство стратегических бомбардировщиков Ту-160, некоторые из которых должны поступить на вооружение в ближайшие годы.
Этого объема достаточно для удовлетворения потребностей в военное время, если потеря самолетов существенно не увеличится.
ВВС России на перепутье
Продолжающаяся передача F-16 Украине представляет опасность для российских самолетов. Тем не менее, Украина не будет иметь достаточного их количества как минимум до следующего года, и потребуется время, чтобы адаптировать их к задачам по завоеванию превосходства в воздухе, а тем более вынудить российские самолеты вступить в прямой бой. Если темпы потерь значительно возрастут, то это может вынудить ввести в бой новые Су-57.
В любом случае, хотя российские ВВС и аэрокосмическая промышленность находятся в гораздо лучшем положении, чем военно-морское и судостроительное производство страны, Россия по-прежнему рискует значительно отстать от своих конкурентов на экспортном рынке. Новые российские проекты технологически менее зрелы, чем проекты Китая, и в течение очень долгого времени будут нести риск серьезных санкций для клиентов.
Однако российская аэрокосмическая промышленность, как ожидается, должна сохранить жизнеспособность российских Воздушно-космических сил в обозримом будущем.