Резолюция, принятая Европарламентом 29 апреля, предусматривала исключение России из международной платежной системы SWIFT в случае вторжения на Украину. Хотя этот документ не являлся юридически обязывающим, он не остался незамеченным в Кремле. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что потенциальное отключение является серьезной угрозой, и что нельзя исключить ее реализации в будущем.
Призывы к исключению России из системы SWIFT не новы. В августе 2014 года Британия призвала европейских лидеров рассмотреть такую возможность. Бывший министр финансов Алексей Кудрин предсказал тогда, что это может привести к сокращению ВВП России на 5 процентов. В конечном итоге, кампания давления сошла на нет. Отключение России от SWIFT сочли слишком серьезной эскалацией напряженности, или, как выразился тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев, актом, равносильным объявлению войны.
С тех пор вероятность осуществления этого «ядерного» сценария оставалась незначительной. Высокая степень взаимосвязанности российской экономики с Западом сработала как щит. Соединенные Штаты и Германия понесли бы наибольшие потери в случае отключения России, поскольку именно американские и немецкие банки наиболее часто взаимодействуют с российскими банками через систему SWIFT.
И все же Москва предприняла меры, призванные обезопасить отечественную финансовую систему. История с Ираном послужила предостережением: после того, как иранские банки были отключены от SWIFT, страна потеряла почти половину доходов от экспорта нефти и 30 процентов внешней торговли. Воздействие на российскую экономику было бы не менее катастрофичным, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. Россия в значительной степени зависит от SWIFT, поскольку ее многомиллиардный экспорт углеводородов номинирован в долларах США. Отключение от SWIFT сделало бы невозможными международные транзакции, спровоцировало бы волатильность обменного курса рубля и массовый отток капиталов. Поэтому с 2014 года было предпринято несколько контрмер для минимизации риска и потенциального экономического ущерба.
Если российские банки будут отключены от платежных систем Visa и MasterCard, внутренние расчеты могут осуществляться через Национальную систему платежных карт (НСПК). Однако, международные расчеты в этом случае стали бы трудной задачей.
В апреле 2014 года ряд российских банков попал в черный список США. Visa и MasterCard приостановили обслуживание этих банков и лишили их возможности использовать свои платежные системы. В следующем месяце правительство России приняло новый закон о создании системы платежных карт «Мир». Эта система, полностью принадлежащая Центральному банку России, действует в качестве клирингового центра для обработки операций с платежными картами на территории России.
С 2014 года доля операций «Мир» возросла до 24 процентов от всех внутренних транзакций. При этом было выпущено более 73 миллионов карт системы «Мир». Однако, совершать платежи за пределами России с помощью этих платежных карт по-прежнему далеко не просто. Полный комплекс услуг предусмотрен только в Армении, а также в двух непризнанных республиках, Южной Осетии и Абхазии. Частичное обслуживание возможно в Турции, Кыргызстане, Узбекистане и Казахстане. Используя совместные карты с международной системой Maestro, китайской UnionPay и японской JCB, можно осуществлять некоторые операции за рубежом. Однако, едва ли российскую карту можно на полном основании назвать глобальной.
В среднесрочной перспективе система SWIFT может быть заменена для внутренних операций российским эквивалентом – Системой передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. В 2020 году трафик СПФС удвоился и достиг почти 13 миллионов сообщений, но по сравнению со SWIFT это незначительный объем. К системе присоединились 400 финансовых учреждений, большую часть из которых составляют российские банки, однако такие ключевые международные банки, работающие в России, как UniCredit, Deutsche Bank и Raiffeisen Bank еще не сделали этого.
Чтобы привлечь новых участников, ЦБ прибегнул к «пряникам», установив тарифы вдвое ниже, чем SWIFT. Но есть и «кнут»: в 2019 году Счетная палата предложила обязать все банки, действующие в России, включая «дочки» иностранных банков, подключиться к СПФС. Несмотря на усилия официальных лиц, на международном уровне российскому аналогу было трудно найти достаточное количество партнеров, чтобы конкурировать со SWIFT, насчитывающей 11 тысяч членов.
Из-за ограничений системы СПФС часто звучали предложения об использовании китайской Трансграничной межбанковской платежной системы (CIPS) в качестве более реалистичной альтернативы для российских банков в случае отключения. Однако, до прежде чем эта система сможет заменить SWIFT, предстоит еще многое сделать. Пока она составляет 0,3 процента от SWIFT. Интернационализации юаня препятствует строгий контроль над движением капитала, введенный Пекином из-за опасений по поводу финансовой нестабильности. Тем не менее, CIPS может стать региональной альтернативой SWIFT в Евразии. Главный вопрос заключается в том, будут ли российская и китайская платежные системы сотрудничать или первая станет полностью ненужной. На данный момент 23 российских банка подключились к системе CIPS, и лишь один китайский банк, государственный Bank of China, подключен к СПФС.
Другой вариант, за который выступает Олег Дерипаска, один из крупных российских бизнесменов, пострадавших от санкций США, заключается во введении цифрового рубля для трансграничных операций. Введение цифрового рубля было одобрено ЦБ РФ в октябре 2020 года. В отличие от децентрализованных криптовалют, цифровые валюты центрального банка сохраняют контроль за государством. Первый прототип цифрового рубля планируется подготовить к концу 2021 года и испытать в Крыму, который изолирован из-за международных санкций. У России большая мотивация в этом отношении по сравнению с другими странами: цифровая валюта направлена на снижение зависимости от американского доллара и минимизацию риска санкций.
Тем не менее, эксперты сомневаются, что цифровые валюты, контролируемые центральным банком, могут помочь достичь этой цели. Цифровой рубль будет таким же токсичным, как и аналоговый, и он не будет легко приниматься в качестве платежного средства за пределами страны. Цифровые платежи между конкурентами и противниками США, такими как Россия, Иран и Турция, возможны, но только в региональном масштабе.
Возможность полностью обойти американские санкции с помощью цифровых валют, также маловероятна. С марта 2018 года Управление по контролю за иностранными активами Минфина США не делает различий между обычными денежными транзакциями и операциями с цифровой валютой, когда речь идет о санкциях. Это означает, что иметь дело с физическим или юридическим лицом, подпадающим под санкции, все равно будет запрещено.
Наконец, Россия может извлечь выгоду из усилий Европы по борьбе с доминированием США на финансовых рынках. Европейский Союз, недовольный повторным введением США санкций против Ирана, запустил в качестве альтернативы SWIFT механизм поддержки торговых обменов INSTEX. В настоящее время он ограничивается гуманитарными финансовыми операциями, разрешенными в рамках санкций США. Но желание противостоять давлению Вашингтона означает, что другие страны также внимательно следят за шагами Евросоюза.
В будущем ЕС планирует повысить эффективность INSTEX, и такие страны как Россия и Китай уже предложили свое сотрудничество в этом направлении. ЕС также стремится уменьшить свою зависимость от клиринговых центров, где доминирует доллар США, и таких платежных карт как Visa и MasterCard. Прежде чем эти инициативы превратятся в жизнеспособные альтернативные варианты, предстоит еще много работы. Однако, сам факт того, что ЕС осмелился создать параллельный канал для обхода препятствий, исходящих от США, является позитивным сигналом ля Москвы и Пекина.