Зачем России нужен «Посейдон»

В этом году многие СМИ отмечали, что Россия наращивает свое военное присутствие в Арктике, где несколько видов вооружений нового поколения проходят непрерывные испытания. Одно из них, по словам российских официальных лиц, способно нести боеголовку мощностью в несколько мегатонн.

Речь идет о торпеде Посейдон 2М39, предназначенной для того, чтобы пройти мимо береговой охраны на экстремальных глубинах, а затем взорваться под водой, создав огромные радиоактивные волны, способные причинить значительный ущерб прибрежным городам, а также, по некоторым сведениям, подвергнуть население опасным уровням излучения.

Впрочем, цель разработки таких вооружений, возможно, заключается не в том, чтобы обойти Соединенные Штаты по возможностям нанесения первого удара или подстегнуть новый раунд гонки вооружений. «Я не думаю, что эта торпеда является хорошим оружием первого удара. На мой взгляд, разработка подобных вооружений показывает, насколько Россия встревожена противоракетной обороной США», – сказал профессор Стив Феттер из университета Мэриленда.

Россия «хеджирует ставки» на взаимную уязвимость

В годы холодной войны идея взаимно гарантированного уничтожения служила в качестве решающего аргумента против развязывания атомной войны, как со стороны Соединенных Штатов, так и Советского Союза, поскольку было очевидно, что обмен ядерными ударами может угрожать выживанию человечества как вида. «Я думаю, лидеры всех стран, обладающих ядерным оружием, понимают, что любое его применение приведет к катастрофическим последствиям, – говорит Феттер. – Мы ничего не можем сделать, чтобы предотвратить ответный удар России, который нас уничтожит, и Россия также не в состоянии помешать нам нанести ответный удар. Лидеры с обеих сторон понимают, что не существует никаких политических или военных целей, которые оправдывали бы уничтожение их собственной страны».

Впрочем, с тех пор как Советский Союз сменила современная Россия, многое изменилось. Расторжение договоров о контроле над вооружениями, заключенных в XX-м веке, побудило российских лидеров, а именно президента Владимира Путина, начать переговоры альтернативными средствами: разрабатывая ядерное оружие нового поколения, чтобы сохранить предполагаемый нынешний уровень взаимной уязвимости.

«Сегодня не существует способа, с помощью которого мы могли бы отразить атаку России, но они анализируют наихудшие сценарии», – считает Феттер. С его точки зрения, русские спрашивают себя: «А что если Соединенные Штаты усовершенствуют свои средства противоракетной обороны? Возможно, они не являются эффективными сейчас, но что будет через десять или двадцать лет?»

Разработка российской торпеды «Посейдон» может быть истолкована как напоминание о неизбежной взаимозависимости между США и Россией. «Это должно показать нам, что невозможно избежать взаимного положения «ядерных заложников», – сказал профессор Франк фон Хиппель, физик из Принстонского университета. – Кроме того, торпеда может быть средством, с помощью которого Россия прикроет все свои базы в будущем, независимо от того, как сложатся отношения с Соединенными Штатами. По мнению профессора Феттера, новые системы следует рассматривать как инструмент хеджирования ставок.

Таким образом, даже если США разработают высокоэффективную противоракетную оборону, новые системы позволят Москве сохранить способность нанесения ответного ядерного удара. И это, похоже, в точности соответствует позиции Путина, который в своем послании Федеральному Собранию в 2018 году сказал: они «тихие, высокоманевренные и практически не имеют уязвимостей, которые мог бы использовать враг. В мире просто не существует ничего, что было бы способно противостоять им».

Самое разрушительное оружие взрывается в воздухе

Помимо политических соображений, возможно, существуют физические причины, по которым производство «Посейдона» должно быть остановлено до того, как торпеда поступит на вооружение. «Наиболее разрушительными последствиями взрыва в атмосфере являются взрывная волна и термические эффекты, – объяснил Феттер, говоря об обычных взрывах ядерных зарядов. – Взрывная волна разрушает конструкции, а тепловое воздействие может привести к возгоранию и вызвать огненную бурю, которая наносит наибольший ущерб».

В отличие от традиционного ядерного устройства, этого не произошло бы при взрыве «Посейдона». «Если взорвать бомбу под водой для создания волны, большая часть энергии теряется, – сказал Феттер. Разумеется, люди на побережье могут оказаться в беде, но «детонация этого оружия, осуществленная под водой, не способна нанести больший урон, чем детонация зарядов, находящихся в настоящее время на российских ракетах. Это просто другой способ доставки заряда, но он не является более разрушительным».

В свете сказанного, похоже, существует множество гораздо более эффективных способов предотвратить ядерную войну. В частности, на данный момент у США все еще есть договор СНВ-3, который будет действовать еще пять лет.

«Как граждане, мы имеем возможность принимать участие в дискуссиях, – сказал профессор Харш Матур из университета Кейс Вестерн Резерв, подчеркнув необходимость того, чтобы политики и ученые проявили активность и обратились к своим представителям в органах власти. – Возможно, лучше пойти на переговоры, чем ждать, пока одна из сторон столкнется с технологической заминкой».

«На самом деле, к тому времени как торпеда «Посейдон» поступит на вооружение, а это должно произойти в 2027 году, срок договора СНВ-3 уже истечет, – сказал Феттер. – То, что нам нужно – это новый договор, который заменил бы его, и он должен включать все новые системы вооружений. После недавней встречи между Байденом и Путиным у меня есть надежда, что переговоры о новом соглашении состоятся». А это потенциально может сместить акцент международных усилий с разработки новых ядерных вооружений, которые могут быть созданы, а могут и не быть, на дипломатическое взаимодействие, и открыть новую главу мирного диалога в рамках глобального сообщества.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий