Кто из нас может сказать «я непривередлив в выборе еды» и при этом ничуть не слукавить. Оказывается, таких на самом деле очень мало. В конце концов, сколько из нас стали бы есть мясо лошади? А голубя? Или даже, пардон, кошки, а может быть, собаки? Большинство жителей западного «цивилизованного» мира потребляют лишь незначительную часть всех съедобных продуктов на планете. Причем дело здесь не только в том, что именно вы едите, но и в том, как вы это делаете. Существует множество причин формирования пищевых табу – от самых простых до невероятно причудливых.
Не пытайтесь искать логику
В мире существует бесчисленное множество пищевых табу, и большинство из них либо уходит корнями либо в какие-нибудь религиозные практики, либо связано с утилитарными соображениями, например, с тем, какие сельскохозяйственные культуры и какой скот выращивались в той или иной стране.
Это очень увлекательная тема, и ее можно изучать бесконечно, учитывая распространенность пищевых табу. Но есть среди них такие, за которыми, похоже, нет никакой логики или внятных причин. Так, многие сомалийские племена избегают употреблять в пищу рыбу, несмотря на то, что живут на побережье океана. Среди членов племени Оранг Асли, живущего в Малайзии, принято считать, что в пищу годятся только те животные, чей дух «слабее» чем дух человека, потребляющего их.
Наше понимание, или, напротив, непонимание, мотивов и причин, лежащих в основе пищевых табу, может быть обусловлено культурными факторами. Но есть одно табу, которому невозможно не удивляться, причем оно возникло в западной культуре. Трудно оставаться к нему равнодушным, поскольку невозможно постичь логику. В Италии издавна существует запрет на сочетание сыра с морепродуктами, хотя именно на этом принципе базируется обширное меню, включающее блюда с красными омарами.
Пищевые табу часто проникают через границы, учитывая, что многие из них существовали ранее, но в случае с сочетанием морепродукты/сыр это специфически итальянский феномен. По мнению некоторых исследователей, причина в том, что яркий и острый вкус сыра перебивает нежные нюансы морепродуктов. Впрочем, учитывая горячие возражения, которые эта комбинация встречает у итальянцев, кажется, здесь должно быть нечто большее, чем просто кулинарная утонченность.
Эксперт по итальянской кухне Джулия делла Кроче думает, что это табу, а также склонность итальянцев очень серьезно относиться к своим кулинарным традициям, проистекает из потрясений послевоенного периода в Италии. Люди искали способы сохранить и укрепить свою культурную идентичность, и строгое следование традициям стало одним из способов достижения этой цели. Итак, если достаточное количество бабушек той эпохи верили, что сыр и морепродукты несовместимы, они передали это следующему поколению, которое уже было готово горячо защищать новое пищевое табу.
Хрупкое равновесие
С другой стороны, вполне возможно, что этот «конфликт» между рыбой и сыром имеет гораздо более древнюю историю. Он может быть основан на древнегреческих представлениях о здоровом питании. В то время как переваривание сыра занимает гораздо больше времени, рыба быстро портится. Если они думали, что это может произойти в желудке одновременно, то идея не смешивать два вида пищи, возможно, была продиктована самосохранением. Со временем люди продолжали передавать новым поколениям эту традицию, а изначальные причины стерлись из памяти.
Верхушка айсберга
Большинство пищевых табу, по понятным причинам, группируются вокруг мяса, поскольку с ним связано гораздо больше проблем. Ведь речь шла о пище, которая жила, дышала, двигалась и думала. Тем не менее, табу, связанные с фруктами и овощами также существуют, и они абсолютно очаровательны.
Так, ближневосточный народ езиды избегают употребления салата-латука по одной из двух возможных причин. Первая из них состоит в том, что, слово, обозначающее салат, в их языке совпадает со словом, обозначающим божественных существ, и это придает зелени листьев ауру святости. Вторая связана с историей, в которой разъяренная толпа забросала одного из мучеников XIII века головками салата. Так что у них, возможно, существует довольно большая обида на этот овощ.
Хотя мы ассоциируем китайскую и индийскую пищу с ярким пряным вкусом, поскольку во многом она основана на сочетании таких продуктов как лук и чеснок с ароматическими специями, есть две группы населения, которые избегают таких «сильных» вкусов. Некоторые китайские буддисты не употребляют чеснок, лук-шалот и схожие с ними ароматические травы. Члены касты брахманов в индийском регионе Кашмир также избегают многих сочетаний. Они утверждают, что резкая и пряная пища порождает более вульгарные эмоции. Судя по поведению многих людей на наших улицах, нетрудно догадаться, что это поклонники острой восточной кухни.
Независимо от того, как глубоко вы готовы исследовать историю, лежащую в основе пищевого табу, что в некоторых случаях может быть несложно, а в других – невозможно, есть один вывод, который нельзя игнорировать. Независимо от того, религия, мифология или традиция становятся причиной табу, за всем этим кроется желание людей навести порядок и установить некое равновесие в мире, где существует множество съедобных вещей.
Когда людям предлагается богатый выбор, они часто теряются. Наложение табу, произвольных либо нет, двигает этот процесс вперед. Похоже, что в большинстве случаев пищевые табу не так уж сильно связаны с природой самой пищи. Напротив, гораздо более важную роль здесь играют особенности мышления людей, соблюдающих эти традиции.