Сегодняшние автогонки – состязание в совершенстве. Автомобили, команды, трассы, пилоты – каждый аспект скрупулезно доводится профессионалами до максимальной эффективности на протяжении последних 150 лет. Это скучно, не так ли?
А как насчет гонки, участники которой едва ли садились прежде за руль? Экипаж – это просто люди, построившие машину, которая, кстати, может в любой момент развалиться на части. А теперь представьте, что состязание проходит на грунтовой дороге, предназначенной для подвод и пешеходов. Вот это настоящая гонка, непредсказуемая и захватывающая!
Я говорю о самых первых гонках. Почти за сто лет до первой «Формулы-1» и NASCAR, задолго до появления каких-либо правил, чуть ли не до появления самих автомобилей. Чтобы узнать, с чего все началось, мы должны вернуться в 1867 год, когда состоялась первая в истории гонка между двумя самодвижущимися каретами. Состязания прошли в Манчестере. В них участвовали два экипажа на паровой тяге, которые преодолели расстояние в целых 13 километров. Однако, там не было ни пестрых флагов, ни кричащей толпы, чествующей появление нового вида спорта. Прежде всего, гонка проходила в 4:30 утра. Во-вторых, мы даже не знаем, кто из пилотов был победителем. Почему? О, это забавная история…
Причина столь раннего старта, как и анонимности, заключалась в том, что в 1867 году в Соединенном Королевстве действовали строгие правила дорожного движения, известные как «Законы красного флага». Чтобы водить любой самодвижущийся транспорт на общественных дорогах, необходимо было нанять по крайней мере трех человек, и один из них должен был идти на расстоянии 50 метров впереди, медленно размахивая красным флагом, либо фонарем, чтобы предупредить возможных прохожих о приближающемся автомобиле.
Очевидно, что такие законы не слишком благоприятствовали автогонкам, и поэтому первым гонщикам пришлось обойти правила. Фактически это означало, что первые гонки были противозаконными. Поэтому неудивительно, что никто не взял на себя ответственность за победу в соревновании.
Впрочем, если подойти к вопросу о зарождении автогонок более педантично, то первое организованное состязание между автомобилями с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания состоялось 28 апреля 1887 года. Можно ли утверждать, что в этот день зародились автогонки? И да и нет. Скорее нет, чем да.
В тот день в Париже состоялся заезд, организованный главным редактором издания Le Vélocipède. Победителем стал Жорж Бутон на автомобиле, который он вместе с партнером построил для своей молодой и быстро растущей автомобильной компании. Таким образом, была гонка, и был победитель на настоящем гоночном автомобиле, ненасытно глотающем бензин. Однако, можно ли назвать это гонкой в полном смысле слова, если на дороге был лишь один участник? Да-да: больше никто не пожелал принять участия. Если вы называете это гонкой, то я выиграл бесчисленное количество гонок в своей жизни. Итак, поиск продолжается…
Сразу предупреждаю: следующая гонка также не в счет. Почему? Да потому что автомобиль соревновался с… велосипедами. Кроме того, он проиграл. Причем безнадежно. Квадрацикл Peugeot Type 3 участвовал в соревновании лучших велосипедистов Франции в 1891 году на трассе Париж-Брест-Париж. К тому времени, когда грохочущий Peugeot добрался до Бреста, победитель-велосипедист уже праздновал в Париже. Увы, похоже, до настоящих гонок было еще далеко.
Следующая гонка, откровенно говоря, несколько сомнительна. Заезд Париж-Руан в 1894 году, на первый взгляд, обладает всеми необходимыми признаками первой в истории автогонки. В нем принял участие 21 гонщик. Не было никаких велосипедов. Большинство участников добрались до финиша. Правда, они остановились на обед, всего на полтора часа, но это уже придирки. В остальном это была настоящая гонка.
Париж-Руан вызывает сомнения из-за правила, запрещавшего паровые двигатели. Большинство из автомобилей были на самом деле бензиновые, но победитель… да, вы верно догадались, был на паровом двигателе. Паровой экипаж De Dion-Bouton развил колоссальную среднюю скорость, 19 километров в час, опередив самый быстрый бензиновый автомобиль на три с половиной минуты. Будь проклят этот пар! Когда же, наконец, родятся автогонки?
Наконец, случилось! 11 июня 1895 года на трассе Париж-Бордо-Париж. Хотя на этот раз в гонке опять участвовали паровые двигатели, но они безнадежно проиграли бензиновым конкурентам. Подавляющее большинство паровых экипажей не смогли завершить изматывающую 1200-километровую гонку, причем самый быстрый из них отстал от победителя более чем на 40 часов.
Итак, пар был побежден. Зародились настоящие автогонки. На протяжении следующих 8 лет их становилось все больше и больше, но здесь важно помнить об одном обстоятельстве: все они проходили на дорогах общего пользования. Представьте, как стая болидов Формулы-1 проносится мимо вас по дороге на работу. Конечно, те гоночные автомобили были не такими быстрыми, но все же с каждым годом они становились быстрее. Так что было лишь вопросом времени, когда случится авария. Это произошло в 1903 году: вследствие столкновения погибли 9 человек. В последующие годы началось строительство специальных трасс.
Мы начинаем подходить к гонкам, какими мы знаем их сегодня. До некоторых пор речь о специальных автомобилях для быстрой езды даже не шла. Но автомобилестроение было растущей отраслью, и вскоре оно достигло такого уровня специализации, что инженеры начали создавать гоночные модели. Первым турниром на спортивных автомобилях был Targa Florio в 1906 году, а вскоре появилось много других подобных соревнований.
Первый Гран-При состоялся в Ле-Мане всего через несколько месяцев. Подобные гонки становились все более популярными, и к тридцатым годам прошлого столетия такие компании как Alfa Romeo, Auto Union, Bugatti и Mercedes-Benz, начали производить первые чисто гоночные автомобили, а не использовать высокоскоростные дорожные модели. К тому времени первый этап автогонок, со всеми его причудливыми особенностями, безвозвратно ушел в историю. А он был, надо сказать, весьма забавным.