Недавно Ричард Брэнсон и Джефф Безос успешно продемонстрировали возможности собственных платформ космической технологии. Это позволило увидеть, в каком направлении будут развиваться космическая отрасль в 20-х годах 21-го века. Их успехи, несомненно, являются вдохновляющими для всего человечества. Но факт остаётся фактом: только те, кто вложатся, в дальнейшем соберут дивиденды в технологиях и экономике. Косвенным участникам и отставшим что-то перепадёт потом, после того как прямые участники извлекут свой выигрыш без остатка. Поэтому очень важно понять, что произошло в космической отрасли во втором десятилетии 21-го века и стало уже историей.
США: Коммерциализация космоса, чтобы уменьшить зависимость
В истории 2010-е годы будут считаться десятилетием, когда началась плодотворная коммерциализация деятельности в космосе. США продолжали лидировать в космосе, активно поощряя коммерческую деятельность. Это неспроста. К середине 2000-х США, крупнейшая космическая держава, располагавшая средствами космического базирования для ведения экспедиционных военных действий, с жаждали получить новые ракеты-носители. Вывод из эксплуатации «Шаттлов» после катастрофа 2003 г. заставил США искать альтернативу и гарантированный доступ в космос.
В начале 2000-х ракеты -носители серии Delta производства Boeing неизменно удовлетворяла потребности Пентагона, но этого было недостаточно. Единственной ракетой, которая могла доставлять более тяжёлые грузы для США на геостационарную орбиту, был Atlas V от Lockheed Martin, но на нём стояли двигатели RD-180 российского производства. США считали эту зависимость от России угрозой своим возможностям вводить санкции в отношении Москвы.
В этот период компания Безоса Blue Origin, которой тогда едва ли исполнилось десять лет, представила свой двигатель BE-4 как потенциальную замену РД-180. Одновременно SpaceX, работавшая над ракетой Falcon, начала разработку сверхтяжелого двигателя Raptor, который в конечном итоге превзойдет RD-180. К началу 2010-х годов в США появились две частные космические компании — SpaceX и Blue Origin, помимо существовавших на тот момент Lockheed Martin, Boeing, Aerojet Rocketdyne, Northrop Grumman, которые могли создавать как ракеты-носители, так и двигатели для них. С увеличением числа космических подрядчиков стремление США к альтернативному и гарантированному доступу двойного назначения в 2010-х годах увенчалось успехом.
Россия: Уменьшение зависимости от Байконура
В начале 2010-х стремление уменьшить зависимость было целью и для России. Через 20 лет после падения Советского Союза, Россия по-прежнему зависела от космодрома Байканур, принадлежащего Казахстану. Кроме того, после роспуска Советского Союза, она уступила несколько семейств ракет-носителей, особенно «Зенит», Циклон», и «Днепр», Украине. Хотя запуски проводились, с космодрома Плесецк далеко на севере России, альтернативный космодром космодром «Восточный» сейчас создаётся на российском Дальнем Востоке.
В этот период Россия далеко продвинулась в разработке ракет-носителей семейства «Ангара», ставшими преемниками ракет семейства «Союз-2» на чистом топливе. Проведя два успешных запуска ракет-носителей тяжёлого класса «Ангара», — последний в декабре 2020 г. – Россия намерена в ближайшее время осуществить пилотируемые полёты и доставлять грузы на околоземную орбиту. У России были противоречивые отношения с европейско-американским клубом в том, что касается сотрудничества в космосе. Появление равнозначного космического потенциала в странах Азии может открыть для России новые возможности для сотрудничества, и, следовательно, предоставить ей новый коммерческий рынок для её ракет-носителей.
Китай: Программа 863 пожинает плоды
В космической программе Китая в 2010-х создан огромный потенциал, подкреплённый сильным экономическим потенциалом и получением дивидендов от Программы 863. Цели Программы — увеличение грузоподъёмности носителей, что обеспечило Пекину постоянные успехи в исследованиях Луны; модульная космическая станция; пилотируемые полёты на космическую станцию; группировка навигационных спутников Beidou; а также посадочный модуль Zhurong на Марсе. В этом десятилетии Пекин начал привлекать партнёров, тесно связанных с ним Инициативой Пояс и путь, к своим устремлениям в космос. Пакистан – один из первых, кто проявил интерес к отправке астронавтов на китайскую космическую станцию.
Индия: Долгосрочные, но постепенные реформы
Индия также стремится автономии, но другого рода. Она старается снизить зависимость космической отрасли от государственного бюджета, открывая внутренний космический рынок для частной космической промышленности. Создан консорциум United Launch Alliance (ULA), в который входит ряд индийских игроков из частного сектора, в том числе и бывшие подрядчики Индийской организации космических исследований (ISRO); консорциум будет контролировать производство прошедших испытания ракет-носителей. Индия за последнее десятилетие также снизила зависимость от навигационных спутников США; разработаны собственные полукриогенные и криогенные двигатели ; расширены производственные мощности по производству спутников и космических аппаратов в частном секторе страны.