В сложившейся обстановке, в связи с драматическими переменами в Афганистане и их вероятными долгосрочными последствиями, отношения между странами становятся неустойчивыми, и трудно предсказать, как они будут развиваться в ближайшие дни и месяцы.
Отношения между Россией и Китаем также находятся в центре внимания, и прежде всего речь идет об их взаимодействии в странах Центральной Азии. В статье для российского ежедневного издания «Независимая газета», обозреватель Владимир Скосырев упоминает, что перспектива двусторонних отношений становится значительно более сложной в контексте предотвращения возможного проникновения боевиков в бывшие советские республики Центральной Азии.
Скосырев пишет, что на Западе центрально-азиатские страны постоянно называют «задним двором России». Однако такая терминология не особенно нравится Пекину, поскольку от нее отдает колониализмом. Впрочем, учитывая, что этот регион был частью Советского Союза, китайцы не возражают против использования подобной терминологии. В то же время, именно по этой причине Китай считает, что Россия несет особую ответственность за развитие событий в регионе.
По словам автора, хотя китайцы не выражают своего мнения по этому вопросу, существует вероятность того, что в будущем они начнут возражать против использования таких «устаревших» терминов.
Так, руководитель исследовательской группы ШОС в Шанхайской академии гуманитарных наук Пань Гуан полагает, что страны Центральной Азии должны считаться частью «буферной зоны» вдоль границы между Таджикистаном и Афганистаном без особых привязок к какой-либо конкретной стране региона.
Касаясь этого вопроса, в интервью «Независимой газете» старший научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин отметил, что «Россия всегда подчеркивает свою решающую роль в обеспечении региональной безопасности, в то время как Китай постоянно выражает готовность к сотрудничеству». Кашин далее упоминает, что именно по той причине, что Китай намерен сотрудничать со странами Центральной Азии, им было предоставлено место в ШОС и возможность участвовать в деятельности организации.
По его словам, Китай также оказывает военную помощь центрально-азиатским странам, хотя и в меньшей степени, чем Россия. Эксперт полагает, что «возможно, в крайнем случае Пекин будет готов использовать силу для сдерживания «Талибана», но только совместно с ШОС и при условии, что Китай будет возглавлять эту операцию».
Россия проявляла, и впредь будет проявлять осторожность в выполнении своих функций в регионе, чтобы ее в любом случае не сочли агрессором.
А между тем, посол Российской Федерации в Кабуле Дмитрий Жирнов заявил на YouTube-канале «Соловьев Live», что Талибан воспользовался помощью россиян для общения с Панджшером. По словам главы российской миссии в Афганистане, представители политического офиса «Талибана» прибыли в посольство 21 августа. «Они просили Россию передать лидерам и жителям Панджшера следующее: до сих пор талибы не предприняли ни единой попытки войти в Панджшер силой, и они рассчитывают найти мирный способ урегулировать ситуацию, например, путем заключения политического соглашения». Это похоже на намек со стороны талибов, что они, вероятно, могут провести наступательную операцию в ближайшие дни.