20-й саммит ШОС в Душанбе призвал к воплощению в жизнь новых правил игры в том, что касается геополитических взаимодействий. В последнее время союзники в Европе и Азии – также известные под именем Евразийского альянса – усиливаются. Это подрывает гегемонию однополярности, осуществляемую Соединёнными Штатами.
Дискуссии и обсуждения, состоявшиеся при принятии Душанбинской декларации это сигнал многополярному мир, медленно расправляющему крылья своего влияния. Концепция многополярного мира, как ожидается, будет реализовываться там, где следуют ценностям и принципам, где уважают международное право, уважают культурное многообразие и инклюзивность, и ценят двусторонние отношения. В этом отношении Организации Объединённых Наций будет отводиться первостепенная роль.
При обсуждении геополитики и её влиянии не регион, ключевой темой стал Афганистан. С завершением ухода США из Афганистана и достижением «Талибаном» пика своего влияния, другие регионы мира – особенно США и Европа – будут продолжать следить за ситуацией в Кабуле.
В этом отношении знаменательной была встреча, состоявшаяся 21 сентября. Абдулла Абдулла встретился с бывшим президентом Афганистана Хамидом Карзаем; Замиром Кабуловым, специальным представителем президента России; Юэ Сяоюном, спецпредставителем КНР; а также со специальным посланником Пакистана Мохаммадом Садик Ханом.
Это может быть сигналом о возможном создании на разных фронтах союза между Афганистаном, Россией, Китаем и Пакистаном. В самом деле, нельзя игнорировать роль Китая в развитии экономики и торговли в Южной Азии. Китайско–Пакистанский экономический коридор (CPEC) продвигается по плану.
Пакистан тоже наблюдает экономический рост благодаря CPEC. У России хорошие отношения с Китаем и Пакистаном. Афганистан тоже хотел бы стать частью этого блока, чтобы укрепить Южную Азию. Более того, Китай, Пакистан и Россия тесно сотрудничали во время проведения ШОС. Они обсуждали будущее Афганистана и то, что создание инклюзивного правительства может послужить благоприятным предзнаменованием для страны и региона.
Афганистан также захочет быть включённым в Инициативы «Один пояс, один путь». Вывод американских войск ознаменует начало социально-экономического подъёма страны, который будет зависеть от того, как новое правительство будет воплощать в жизнь законы и проводить политику, влияющие на внутреннее положение страны и её отношения с другими странами.
Ожидается также, что Иран вернёт своё политическое влияние в Южной Азии. Во время предыдущего саммита ШОС он был наблюдателем, и ещё на шаг приблизился к полноправному членству. Китай тоже выразил заинтересованность в этом.
Вступление Ирана в ШОС поддерживают Россия и Китай. Более того, Россия выступает не за двухполярное, а за многополярное мировое устройство. С другой стороны, и Китай в будущем видит демократический мир, в котором не будет доминирования США.
Образование Евразийского альянса можно рассматривать как аналогию баланса сил, существовавшего в XIX веке в Европе, который поддерживался во избежание конфликта. Министры иностранных дел стран ЕС также планируют запустить глобальный инфраструктурный проект, аналогичный китайской Инициативе Пояса и Пути. Время покажет, как эти два проекта будут сосуществовать.