Потребление водки в России неуклонно снижается

Русские известны своим пристрастием к водке, однако в последние десятилетия этот традиционный напиток выходит из моды, по мере того как здоровый образ жизни становится все более популярным, особенно среди молодежи.

Если в 2000 году россияне выпили в общей сложности 215 миллионов декалитров водки то двадцать лет спустя эта цифра снизилась более чем вдвое. Раньше водку продавали с одноразовыми металлическими крышечками, исходя из уверенности, что вся бутылка будет выпита за один присест, но теперь подобное пьянство уходит в прошлое. Снижение потребления водки согласуется с увеличением продолжительности жизни россиян. Если в 2005 году она составляла всего 65 лет, то сейчас, по данным фонда Gapminder, она достигла 72,3 года.

В России по-прежнему самый высокий уровень потребления водки в мире, но сейчас на нее приходится всего 36 процентов от всего потребляемого алкоголя в стране, в то время как десять лет  назад этот показатель составлял 45 процентов.

Тем временем, потребление вина растет. Отчасти, это объясняется государственным стимулированием отечественного производства вина, в том числе налоговыми льготами и компенсацией рыночных издержек компаниями, использующими отечественные сорта винограда. Однако, главным фактором, по мнению экспертов, являются культурные перемены, поскольку вино пользуется большей популярностью среди молодых поколений. В настоящее время это единственный вид спиртного, потребление которого в России растет.

На самом деле, по данным издания Russia Beyond, за период с 2008 по 2018  год интерес к алкоголю в целом снизился на 20 процентов. За спиртными напитками по-прежнему сохраняется четвертое место среди статей расходов российских потребителей, но по ним был нанесен серьезный удар, поскольку президент Владимир Путин провел 10-летнюю кампанию против злоупотребления алкоголем, который он назвал «национальной угрозой». Повышение налогов на алкоголь, ограничение рекламы, а также законы, ограничивающие продажу в ночное время, привели к снижению потребления на душу населения на 35 процентов. Кроме того, этому способствовала пропаганда здорового образа жизни, направленная на противодействие массовому пьянству, которое считается наследием Советского Союза.

В результате рынок алкоголя кардинально изменился. Вино и пиво обогнали водку, и на легкую выпивку в компании приходится большее потребление, чем на запойное пьянство. Производителям и продавцам алкоголя придется считаться с этими переменами, а также с возможными дальнейшими ограничениями, прежде чем провозгласить тост за свой успех.

Впрочем, россияне по-прежнему любят выпить, и на алкоголь в 2020 году приходилось около 7 процентов общей корзины покупок. Хотя государственное регулирование привело к падению потребления чистого алкоголя на душу населения на 35 процентов, с показателем 10 литров в год в 2020  году Россия сохранила за собой место в первой десятке по потреблению алкоголя в мире.

Российские власти во все времена боролись с алкоголизмом. Как известно, Михаил Горбачев даже пытался ввести сухой закон, будучи Генсеком ЦК КПСС, но это привело лишь к тому, что рабочие стали пить вместо водки одеколон и другие спиртосодержащие жидкости. Кампания президента Путина – Путин не пьет – оказалась более эффективной.

В 2011 году государство развернуло одновременную атаку по двум направлениям, повысив цены на крепкие спиртные напитки и запретив продажу алкоголя в ночное время, особенно в киосках шаговой доступности. Этот запрет строго соблюдался, и действительно в стране стало невозможно купить выпивку «после захода солнца».

В сегменте произошли значительные изменения. В 2011-2014 годах акцизы на алкоголь росли в среднем на 25 процентов в год. За последние десять лет они увеличили свой «вклад» в рост розничных цен на 40 процентов. В 2009 году была установлена минимальная розничная цена на водку, которая с тех пор выросла всего на 10 процентов и составила 243 рубля за бутылку 0,5 л в 2021 году. Эти меры позволили искоренить контрафактное производство водки, на долю которой в 2010  году приходилось около 27 процентов розничных продаж.

В то время как продажи водки снижаются, потребление вина быстро растет, чему способствуют меняющиеся предпочтения потребителей, а также государственная поддержка процветающего отечественного бизнеса. Хотя западный стереотип представляет Россию как замерзшую пустыню, круглый год покрытую снегом, на самом деле ее южные регионы расположены в субтропическом климатическом поясе, где на протяжении сотен лет производят высококачественные виноградные вина.

Потребление вина на душу населения в 2019 году превысило 7,3 литра. Таким образом, Россия стала седьмым по величине рынком вина в мире, хотя она по-прежнему уступает США с 10 литрами, не говоря уже о 28 литрах в Западной Европе. Растущие объемы привели к увеличению импорта, который в 2019 году достиг 63 миллионов декалитров и составил 58 процентов от общего объема.

Впрочем, хотя государство пытается стимулировать отечественное производство вина, площадь виноградников в России не увеличивается, а доля внутреннего производства даже снизилась с 53 процентов в 2015 году до 45 процентов в 2020 году.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий